Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель — потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Несмотря на молодость, он отличается по имени-отчеству — Степан Парамонович. В этом и уважение к нему людей, и подчеркнутая серьезность намерений героя! Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально (...) Боевые рукавицы натягивается». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю, да святым церквам. А потом всему народу русскому».
Это не только проявление вежливости, но и показатель серьезности намерений — биться до смерти (а ведь убийство — страшный грех!), просьба о прощении и одновременно сознание своей правоты. Поэтому-то Кирибеевич не нашел ответных слов и побледнел «как осенний снег» не столько от страха смертного, сколько от сознания своей преступности, от ожидания справедливого возмездия за то, что не жил «по закону Господнему».
Автор с самого начала утверждает, что при равной удали и могуществе обоих нравственный перевес на стороне Степана Парамоновича, т. к. за ним — правда. Однако смерть Кирибеевича рисуется с сочувствием — параллель с миром природы тому свидетельство, не как «собака» или «басурманский сын» гибнет опричник, а «будто сосенка во сыром бору». Почему? Кирибеевич молод, красив, удал, рано ему лишаться жизни, поэтому его смерть вызывает грустные чувства, он жертва воспитания, любовной страсти, хотя пути, которыми он пытается достигнуть счастья, — неправедные.)
Это не только проявление вежливости, но и показатель серьезности намерений — биться до смерти (а ведь убийство — страшный грех!), просьба о прощении и одновременно сознание своей правоты. Поэтому-то Кирибеевич не нашел ответных слов и побледнел «как осенний снег» не столько от страха смертного, сколько от сознания своей преступности, от ожидания справедливого возмездия за то, что не жил «по закону Господнему».
Автор с самого начала утверждает, что при равной удали и могуществе обоих нравственный перевес на стороне Степана Парамоновича, т. к. за ним — правда. Однако смерть Кирибеевича рисуется с сочувствием — параллель с миром природы тому свидетельство, не как «собака» или «басурманский сын» гибнет опричник, а «будто сосенка во сыром бору». Почему? Кирибеевич молод, красив, удал, рано ему лишаться жизни, поэтому его смерть вызывает грустные чувства, он жертва воспитания, любовной страсти, хотя пути, которыми он пытается достигнуть счастья, — неправедные.)