1. Устная речь дополняется невербальными средствами, поэтому использовать её проще. Она может быть не совсем правильной, скомканной, сжатой. Какие-то слова и даже целые фразы могут упускаться без искажения смысла – о сохранении его позаботятся мимика, интонация, жесты. Достаточно сказать: «Туда!» и кивнуть в нужную сторону, и собеседник поймёт, куда ему надо идти. Даже молчать можно очень выразительно.
А вот письменная речь этих средств лишена. Поэтому она более развёрнутая, подробная, к ней предъявляют более жёсткие требования в плане соблюдения правил и норм. Это необходимо для того, чтобы читающий понял текст без дополнительных объяснений.
2. Устная речь изменчива и динамична, она меняется в зависимости от реакции собеседника. А письменная – статична, как говорится: «Что написано пером, не вырубишь топором».
В письменной речи отсутствует или затруднена обратная связь, поэтому нужно более внимательно относиться к тому, что пишешь. Правда, сейчас появилась особая форма письменной речи – обмен сообщениями в сети или по мобильному телефону. С одной стороны, такие сообщения ближе к диалогу, они сжаты, сокращены. А с другой – также лишены возможностей невербальных средств, поэтому часто возникает непонимание.
3. Письменная речь – это монолог, поэтому она требует соблюдения логики, последовательности изложения, должна иметь чёткую структуру. Устная речь тоже бывает монологической, но переход от монолога к диалогу тут происходит мгновенно. Даже если преподаватель читает лекцию, он может обращаться к студентам, отвечать на их вопросы. Да и обратная связь всегда присутствует. Интерес или его отсутствие, согласие или несогласие, заметны по выражению глаз.
1. Устная речь дополняется невербальными средствами, поэтому использовать её проще. Она может быть не совсем правильной, скомканной, сжатой. Какие-то слова и даже целые фразы могут упускаться без искажения смысла – о сохранении его позаботятся мимика, интонация, жесты. Достаточно сказать: «Туда!» и кивнуть в нужную сторону, и собеседник поймёт, куда ему надо идти. Даже молчать можно очень выразительно.
А вот письменная речь этих средств лишена. Поэтому она более развёрнутая, подробная, к ней предъявляют более жёсткие требования в плане соблюдения правил и норм. Это необходимо для того, чтобы читающий понял текст без дополнительных объяснений.
2. Устная речь изменчива и динамична, она меняется в зависимости от реакции собеседника. А письменная – статична, как говорится: «Что написано пером, не вырубишь топором».
В письменной речи отсутствует или затруднена обратная связь, поэтому нужно более внимательно относиться к тому, что пишешь. Правда, сейчас появилась особая форма письменной речи – обмен сообщениями в сети или по мобильному телефону. С одной стороны, такие сообщения ближе к диалогу, они сжаты, сокращены. А с другой – также лишены возможностей невербальных средств, поэтому часто возникает непонимание.
3. Письменная речь – это монолог, поэтому она требует соблюдения логики, последовательности изложения, должна иметь чёткую структуру. Устная речь тоже бывает монологической, но переход от монолога к диалогу тут происходит мгновенно. Даже если преподаватель читает лекцию, он может обращаться к студентам, отвечать на их вопросы. Да и обратная связь всегда присутствует. Интерес или его отсутствие, согласие или несогласие, заметны по выражению глаз.
.