Стихотворение посвящено изображению доли русской женщины из простого народа. Примечательно то, что по тексту трудно определить, к какому сословию принадлежит «чернобровая дикарка». Она может быть, судя по тому, какую судьбу ей предсказывает поэт, крестьянкой, работницей или дочерью рабочих, из семьи городских ремесленников и т. д., но только не из обеспеченных слоев общества. Она хороша собой, черноволоса, румяна, смугла, словом, привлекательна; на нее, «подбоченясь красиво, / Загляделся проезжий корнет». Она чувствительна, и, в свою очередь, способна вдохновить на любовь и молодого, и старого. Таким образом, перед нами портрет типичной для некрасовской поэзии русской женщины, который он создает с чувством нежного любования. Но именно из-за уродливых социальных отношений счастливая судьба ей не суждена. Вот ее типичная доля, которая достается многим женщинам, образы которых запечатлены в лирике поэта. Она как бы четко сформулирована, запрограммирована:
Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.
Однако самое страшное, что предвидит поэт в судьбе этой яркой, красивой женщины, — не только физическое, но и духовное умирание: в живом лице появится «выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Некрасов скорбит, что ее уделом станет «бесполезно угасшая сила и ничем не согретая грудь».
Почему стихотворение названо «Тройка»? На тройке лихо мчится проезжий корнет, на которого загляделась прекрасная девушка. Тройка здесь символ несбыточной мечты, тем более что и тройка, и корнет из другого, недоступного ей мира. Об этом говорит и завершающая строка стихотворения «...и к другой / Мчится вихрем корнет молодой...».
Сочувствуя будущей судьбе «чернобровой дикарки», поэт, используя прием обрамляющей композиции, в двух первых (вопросом) и двух последних (прямым призывом) строфах стихотворения заклинает ее не мечтать понапрасну: «Что ты жадно глядишь на дорогу...», «и зачем ты бежишь торопливо...», «Не гляди же с тоской на дорогу...», «И тоскливую в сердце тревогу / Поскорей навсегда заглуши!», «Не нагнать тебе бешеной тройки...». В перечитываемых нами строках мы понимаем, что автор очень сильно переживает о судьбе героини. Его сквозной мотив — не стоит мечтать о несбыточном, тем труднее расставаться будет с ним. Диалог с героиней воспринимается нами как серьезное обвинение обществу, основанному на социальной несправедливости.
Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.
Однако самое страшное, что предвидит поэт в судьбе этой яркой, красивой женщины, — не только физическое, но и духовное умирание: в живом лице появится «выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Некрасов скорбит, что ее уделом станет «бесполезно угасшая сила и ничем не согретая грудь».
Почему стихотворение названо «Тройка»? На тройке лихо мчится проезжий корнет, на которого загляделась прекрасная девушка. Тройка здесь символ несбыточной мечты, тем более что и тройка, и корнет из другого, недоступного ей мира. Об этом говорит и завершающая строка стихотворения «...и к другой / Мчится вихрем корнет молодой...».
Сочувствуя будущей судьбе «чернобровой дикарки», поэт, используя прием обрамляющей композиции, в двух первых (вопросом) и двух последних (прямым призывом) строфах стихотворения заклинает ее не мечтать понапрасну: «Что ты жадно глядишь на дорогу...», «и зачем ты бежишь торопливо...», «Не гляди же с тоской на дорогу...», «И тоскливую в сердце тревогу / Поскорей навсегда заглуши!», «Не нагнать тебе бешеной тройки...». В перечитываемых нами строках мы понимаем, что автор очень сильно переживает о судьбе героини. Его сквозной мотив — не стоит мечтать о несбыточном, тем труднее расставаться будет с ним. Диалог с героиней воспринимается нами как серьезное обвинение обществу, основанному на социальной несправедливости.