Контрольні запитання 1. Як саме залежить електричний опір провідника від температури, а тем- пература - від сили струму? Чому? 2. Що являє собою струм, а що є його густиною? 3. Як записується рівняння закону Ома для пасивного двополюсника і для замкненого кола?
В комплексе заданий, которые призван решать учитель технологии (технического труда), важное место занимает формирование у школьников культуры труда.
В этой проблеме можно выделить две тесно взаимосвязанных стороны-объективную и субъективную.
Под первой я понимаю создание, поддержание в порядке и последовательное улучшение учебно-производственной базы мастерских, а под второй-обеспечение трудовой и технологической дисциплины, благоприятного психологического микроклимата во взаимоотношениях учителя и учащихся между собой.
Если оборудование мастерской находится в плохом состоянии, не хватает инструментов и материалов, не на высоте дидактическое обеспечение, не стоит ожидать сколько-нибудь существенных результатов в обучении. Приходится признать, что из-за недостатка средств, ослабления внимания к трудовой подготовке учащихся состояние школьных мастерских в последнее годы ухудшается (читать). Но тем больше ответственности это накладывает на учителя, который не вправе упускать любую возможность противостоять этой отрицательной тенденции. А сделать при заинтересованном отношении можно немало. Хотя, это весьма спорно и проблематично…
Уже на первом занятии школьники знакомятся с правилами поведения в мастерских, порядком содержания индивидуальных и коллективных рабочих мест, проведения дежурств. За выполнением этих требований ведется постоянный контроль. Замечу, что они сравнительно быстро входят у детей в привычку.
Другое дело — приучение школьников к строгому соблюдению правил безопасного труда при выполнении практических работ. Учащиеся записывают в рабочие тетради приемы использования каждого нового для них инструмента, выполнения станочных операций по обработке древесины и металла. Учитель демонстрирует их в замедленном темпе, сопровождая необходимыми пояснениями. Безопасности труда отводится важное место во вводных и особенно в текущих инструктажах.
Правильность выполнения технологических приемов является также важным критерием при выставлении оценок.
Другой весьма существенный компонент культуры труда-взаимоотношения учителя и учащихся, а, также детей между собой. Требовательность педагога к школьникам обязательно должна сочетаться с уважением и доверием к ним. Надо научиться выслушивать и объективно оценивать доводы учеников, признавать при необходимости собственную неправоту. Было бы серьезной ошибкой путать принципиальность с бескомпромиссностью.
Если учитель вынужден поддерживать дисциплину на занятиях частыми замечаниями и окриками, стоит задуматься над организацией работы. Ведь планируя уроки, необходимо устно определять не только последовательность своих действий, но и то, чем на каждом его этапе будут заняты учащиеся.
Но нельзя забывать и о том, что на занятиях по техническому труду основное место отводится практической работе, в процессе которой учащиеся получают простор для проявления самостоятельности, творческой инициативы. Одобрение и поддержка учителя повышает их интерес к работе, создает положительный эмоциональный настрой. Дополнительные возможности для этого открывает внедрение проектного метода (читать).
Святой мученик Иоанн Воин жил в IV веке. Он служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361 — 363). Однажды император послал в город Нумеры Ифальские отряд воинов во главе со святым Иоанном для преследования и гонения христиан. Когда Юлиан Отступник узнал о деятельности святого, он приказал немедленно привести его в Константинополь. Когда святого привели в столицу, Юлиан Отступник был в походе против персов, и святой Иоанн был заключен в темницу до его возвращения. В течение нескольких месяцев он был закован в тяжелые цепи и претерпел немало лишений.
После смерти Юлиана Отступника, убитого в походе, святой мученик Иоанн Воин был освобожден по приказу нового императора-христианина Иовиана (363—364). Испытанный скорбями и очищенный ими, как золото в горниле, он посвятил остальную жизнь служению Богу и людям. Все свое имение он употребил на пользу бедным, больным и страждущим, которые находили в святом Иоанне истинного утешителя и В чистоте и святости мученик Иоанн дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу. Он завещал совершить погребение своего тела на том месте, где погребали странников и нищих, которые всегда были близки его душе.