На рубеже 1920-1930-х гг. в СССР заканчивается «мирное сосуществование» различных социокультурных и культурно-политических течений, практически вся культура политически контролируется и жестко управляется партией. На первый план выходят несколько тем: подготовка к войне, поиск «врагов народа», прославление героев армии и труда.
Отмечена роль пропаганды в создании представления о том, какими качествами должен обладать герой соответствующей эпохи. Проанализированы воспоминания об атмосфере в СССР в 1930-е гг. и материалы периодической печати того времени. Сделаны выводы о влиянии на формирование образа героя пропаганды и особенностей русского национального характера.
Слово «герой» в 1930-е гг. встречалось повсеместно, так называли летчиков — рекордсменов дальних перелетов, полярников, пограничников, стахановцев и всевозможных Героев Труда. Политические лидеры тоже выступали в роли героев, совершающих подвиги: в поэмах народных сказителей Ворошилов представал «сказочным богатырем» на коне, Сталин — «героем Иосифом свет Виссарионовичем». Советского героя часто именовали «богатырем», используя старинное слово из русских былин, и наделяли его теми же качествами: дерзостью, отвагой и величием духа
Павлик Морозов, легендарный пионер, донесший властям на своего отца, якобы прятавшего зерно, и затем убитый озлобленными родственниками29, тоже входил в 1937 г. в список героев советской молодежи. Фигура одиозная для русской интеллигенции времен заката СССР, для многих молодых людей 1930-х гг. он был настоящим героем, символизирующим юную отвагу, готовность к самопожертвованию и протест против неправедной власти, будь то власть родителей или других взрослых
Отмечена роль пропаганды в создании представления о том, какими качествами должен обладать герой соответствующей эпохи. Проанализированы воспоминания об атмосфере в СССР в 1930-е гг. и материалы периодической печати того времени. Сделаны выводы о влиянии на формирование образа героя пропаганды и особенностей русского национального характера.