Причиной Великого переселения народов стало движение кочевников гуннов, которые, Двигаясь от северных границ Китая, дошли до Урала и Волги. Далее гунны ворвались в Северное Причерноморье, где нанесли поражение жившим здесь племенам.
В результате в конце IV в. десятки варварских племен неудержимой лавиной двинулись в глубь римской империи.
Римляне не удалось удержать варваров на границах своей империи из-за социально-экономического и внутриполитического кризиса, который поразил империю. Кризис привел к ослаблению императорской власти и римской армии. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.
Стране было нужно много образованных, профессионально подготовленных специалистов. Однако при Николае I доступ к высшему образованию для выходцев из низших сословий ограничили. Это положение изменил новый Университетский устав (1863). Был расширен доступ в университеты для представителей разных сословий. Кроме того, по всей стране открыли множество новых институтов, впервые появились учебные. заведения (курсы), где высшее образование могли получить и женщины, В 1864 году началась реформа начального и среднего образования. Гимназии теперь разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях изучались в основном гуманитарные науки. В реальных гимназиях большее внимание уделялось точным наукам. Расширился сословный состав учащихся. Если раньше в гимназиях могли учиться только дети дворян и купцов, то теперь это право получали и представители других сословий. Правда, обучение в гимназиях оставалось платным, поэтому отдать в них детей могли себе позволить лишь зажиточные люди. Зато полностью бесплатным стало начальное образование. Причём начальные классы были смешанные, в них одновременно учились крестьянские мальчики и девочки (гимназии же делились на мужские и женские).
В результате в конце IV в. десятки варварских племен неудержимой лавиной двинулись в глубь римской империи.
Римляне не удалось удержать варваров на границах своей империи из-за социально-экономического и внутриполитического кризиса, который поразил империю. Кризис привел к ослаблению императорской власти и римской армии. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.