Я обосновывоваю свою позицию, в которой утверждю, что «философствует» так или иначе в процессе своей жизнедеятельности каждый разумный человек. Поэтому знакомство с учениями выдающихся философов и с современным уровнем постановки и решения мировоззренческих, философских проблем может и должно повышению качества индивидуального философствования, выработке самостоятельной продуманной и обоснованной позиции человека по самым актуальным смысложизненным вопросам. Автор осознает дискусси- онность ряда выдвигаемых им положений и призывает читателя к совместному их обсуждению.
В конце XVIII - начале XIX века уровень грамотности марийского насления, как и в целом по России, был чрезвычайно низким. "Список знающих читать и писать", составленный в 1806г. в Яранском уезде, свидетельствует, что грамотные мужчины составляли всего 0, 2% от всего населения уезда. Грамотных женщин в списке не было вовсе [Казимов 1993: 9]. По данным переписи 1897г., грамотность по Казанской и Вятской губерниям среди мари составляла 18, 34% у мужчин и 2, 19% у женщин. Образование выше начального имели 0, 09% мужчин и 0, 04% женщин мари. В начале XX в. грамотность среди марийского населения составляла 16% среди мужчин и 2% среди женщин [Садов 1957: 189].
Деятельность царского правительства в области просвещения населения началась с создания системы начального образования и учреждения в 1782 г. специальной комиссии, которая в течение трех лет занималась составлением школьных планов, изданием учебников, методических инструкций и подготовкой учителей. В октябре 1785г. был подписан царский указ, установивший единую систему обучения населения, а в августе 1786г. был утвержден "Устав народным училищам в Российской империи", согласно которому создавались учебные заведения двух типов: главные - в каждом губернском городе и малые - в каждом уездном. Срок обучения в главном составлял 5 лет, в малом - 2 года [Садов 1957: 189].
В Марийском крае первое народное училище открылось в 1791г. в г.Козьмодемьянске и состояло всего из двух классов. В Царевококшайске (нынешняя Йошкар-Ола) уездное училище было создано в 1825г. и также состояло из двух классов. Обучение в них проходило на русском языке.
В 1864г. согласно "Положению о начальных народных училищах", все народные училища были переданы земствам, поэтому их стали называть земскими. Земства прилагали большие усилия по развитию школьной сети в марийских землях. Передовые русские педагоги, такие как К.Д.Ушинский и другие, считали, что обучать детей надо на родном языке учащихся, который является важным средством в обучении и воспитании. "В языке одухотворен весь народ и вся его родина" - писал Ушинский [Попов 1993: 24].
Демократически настроенные представители марийской интеллигенции настойчиво добивались официального разрешения на использование родного языка учащихся в учебном процессе. В результате обсуждений, в которых сторонники и противники введения родного языка в школы неоднократно высказывали свои точки зрения, в течение 1869г. министерство народного просвещения разработало программу обучения нерусских крестьян. В ней учитывались религиозная принадлежность, расселение народов, степень знания русского языка. Было решено создать инородческие школы, подготовить учебники на родном языке учащихся, а сам язык разрешалось использовать в учебе как вс средство. Таким образом, в 60-70е годы XIX в. были заложены основы национальной школы, в том числе и марийской.
«кому и зачем нужна философия?
Объяснение:
Я обосновывоваю свою позицию, в которой утверждю, что «философствует» так или иначе в процессе своей жизнедеятельности каждый разумный человек. Поэтому знакомство с учениями выдающихся философов и с современным уровнем постановки и решения мировоззренческих, философских проблем может и должно повышению качества индивидуального философствования, выработке самостоятельной продуманной и обоснованной позиции человека по самым актуальным смысложизненным вопросам. Автор осознает дискусси- онность ряда выдвигаемых им положений и призывает читателя к совместному их обсуждению.
Объяснение:
В конце XVIII - начале XIX века уровень грамотности марийского насления, как и в целом по России, был чрезвычайно низким. "Список знающих читать и писать", составленный в 1806г. в Яранском уезде, свидетельствует, что грамотные мужчины составляли всего 0, 2% от всего населения уезда. Грамотных женщин в списке не было вовсе [Казимов 1993: 9]. По данным переписи 1897г., грамотность по Казанской и Вятской губерниям среди мари составляла 18, 34% у мужчин и 2, 19% у женщин. Образование выше начального имели 0, 09% мужчин и 0, 04% женщин мари. В начале XX в. грамотность среди марийского населения составляла 16% среди мужчин и 2% среди женщин [Садов 1957: 189].
Деятельность царского правительства в области просвещения населения началась с создания системы начального образования и учреждения в 1782 г. специальной комиссии, которая в течение трех лет занималась составлением школьных планов, изданием учебников, методических инструкций и подготовкой учителей. В октябре 1785г. был подписан царский указ, установивший единую систему обучения населения, а в августе 1786г. был утвержден "Устав народным училищам в Российской империи", согласно которому создавались учебные заведения двух типов: главные - в каждом губернском городе и малые - в каждом уездном. Срок обучения в главном составлял 5 лет, в малом - 2 года [Садов 1957: 189].
В Марийском крае первое народное училище открылось в 1791г. в г.Козьмодемьянске и состояло всего из двух классов. В Царевококшайске (нынешняя Йошкар-Ола) уездное училище было создано в 1825г. и также состояло из двух классов. Обучение в них проходило на русском языке.
В 1864г. согласно "Положению о начальных народных училищах", все народные училища были переданы земствам, поэтому их стали называть земскими. Земства прилагали большие усилия по развитию школьной сети в марийских землях. Передовые русские педагоги, такие как К.Д.Ушинский и другие, считали, что обучать детей надо на родном языке учащихся, который является важным средством в обучении и воспитании. "В языке одухотворен весь народ и вся его родина" - писал Ушинский [Попов 1993: 24].
Демократически настроенные представители марийской интеллигенции настойчиво добивались официального разрешения на использование родного языка учащихся в учебном процессе. В результате обсуждений, в которых сторонники и противники введения родного языка в школы неоднократно высказывали свои точки зрения, в течение 1869г. министерство народного просвещения разработало программу обучения нерусских крестьян. В ней учитывались религиозная принадлежность, расселение народов, степень знания русского языка. Было решено создать инородческие школы, подготовить учебники на родном языке учащихся, а сам язык разрешалось использовать в учебе как вс средство. Таким образом, в 60-70е годы XIX в. были заложены основы национальной школы, в том числе и марийской.