Типы организаций охране природы (заповедники, заказники, национальные природные парки)
Различают государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
1. Государственные заповедники, в том числе биосферные это особо охраняемые территории, на которых полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растении, а также слежения за происходящими в природе процессами.. Это участки территорий суши или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного пользования. В заповедниках охраняются все природные объекты, присущие территории или акватории, и все взаимосвязи между ними, весь природно-территориальный комплекс в целом, т. е. участок естественного ландшафта со всеми его компонентами.
2. Государственные природные заказники— это временно охраняемые природные комплексы, предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановления одних природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других. В России создано более 1500 заказников (3% всей территории страны), которые подразделяются по функциональному назначению на: зоологические, ботанические, ландшафтные, гидрологические, геологические. Система государственных заказников представляет собой чрезвычайно динамичную и мобильную форму охраны природных объектов: после того как охраняемые популяции восстанавливаются, заказник ликвидируется и на территории разрешается охота или сбор лекарственного сырья с учетом экологических нормативов.
3 Национальные природные парки используются в природоохранных, рекреационных научных и культурных целях. Как правило, они включают уникальные природные объекты, неповторимые ландшафты исторические памятники и другие достопримечательности. В границах национального парка прекращается активное хозяйственное использование земель, но сохраняется рекреационное использование, лицензионный лов рыбы и отстрел промысловых животных. На территории национального парка возможно ограниченное сельскохозяйственное использование земель — умеренный выпас скота на степных травостоях, выборочная рубка деревьев и даже некоторое количество пашни, на которой растения выращиваются без применения пестицидов и минеральных удобрений.
4 Памятники природы— это отдельные природные объекты (пещеры, скалы, водопады) отличающиеся своей уникальностью и невоспроизводимостью, имеющие научное, эстетическое и культурное или воспитательное значение.
В настоящее время в Российской Федерации охраняется около 8000 памятников природы. На территории где находятся памятники природы, запрещена любая деятельность, влекущая за собой нарушение их состояния.
В нашей стране в разные периоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защите окружающей среды в СССР были приняты в 70-80-х годах XX в..
В 1991 г. принят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Он содержит свод правил ее охраны в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить на три части:
охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
предупреждение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности;
оздоровление окружающей среды и улучшение ее качества.
256
Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды - предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качества окружающей природной среды, закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение.
Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением.
Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являются нормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологического контроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено право граждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию, участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причи-нителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданином.
В состав экономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель - обеспечить экономический интерес природопользователя
257
к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы к охране природы и обеспечивают финансирование, кредитование, льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологически чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интерес через изъятие части дохода в качестве платы за пользование природными ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Различают два вида платежей за пользование природными ресурсами: один - за изъятие, потребление природного вещества, второй - за сброс, выброс, размещение отходов производства в природной среде. Система экономического стимулирования дополняется в законе мерами административно-правового воздействия. К таким мерам закон относит экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственности за экологические правонарушения. Экологический контроль представлен в трех формах: системой мониторинга окружающей среды, государственным контролем, производственным и общественным контролем.
Важную роль приобретают отраженные в законе принципы международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничны и полноценно могут быть решены лишь усилиями всего мирового сообщества. Россия подписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. В последние годы в стране наблюдается усиление влияния местных органов власти и природоохранительных органов на работу промышленности.
Различают государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
1. Государственные заповедники, в том числе биосферные это особо охраняемые территории, на которых полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растении, а также слежения за происходящими в природе процессами.. Это участки территорий суши или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного пользования. В заповедниках охраняются все природные объекты, присущие территории или акватории, и все взаимосвязи между ними, весь природно-территориальный комплекс в целом, т. е. участок естественного ландшафта со всеми его компонентами.
2. Государственные природные заказники— это временно охраняемые природные комплексы, предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановления одних природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других. В России создано более 1500 заказников (3% всей территории страны), которые подразделяются по функциональному назначению на: зоологические, ботанические, ландшафтные, гидрологические, геологические. Система государственных заказников представляет собой чрезвычайно динамичную и мобильную форму охраны природных объектов: после того как охраняемые популяции восстанавливаются, заказник ликвидируется и на территории разрешается охота или сбор лекарственного сырья с учетом экологических нормативов.
3 Национальные природные парки используются в природоохранных, рекреационных научных и культурных целях. Как правило, они включают уникальные природные объекты, неповторимые ландшафты исторические памятники и другие достопримечательности. В границах национального парка прекращается активное хозяйственное использование земель, но сохраняется рекреационное использование, лицензионный лов рыбы и отстрел промысловых животных. На территории национального парка возможно ограниченное сельскохозяйственное использование земель — умеренный выпас скота на степных травостоях, выборочная рубка деревьев и даже некоторое количество пашни, на которой растения выращиваются без применения пестицидов и минеральных удобрений.
4 Памятники природы— это отдельные природные объекты (пещеры, скалы, водопады) отличающиеся своей уникальностью и невоспроизводимостью, имеющие научное, эстетическое и культурное или воспитательное значение.
В настоящее время в Российской Федерации охраняется около 8000 памятников природы. На территории где находятся памятники природы, запрещена любая деятельность, влекущая за собой нарушение их состояния.
ответ:§ 4. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ
В нашей стране в разные периоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защите окружающей среды в СССР были приняты в 70-80-х годах XX в..
В 1991 г. принят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Он содержит свод правил ее охраны в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить на три части:
охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
предупреждение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности;
оздоровление окружающей среды и улучшение ее качества.
256
Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды - предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качества окружающей природной среды, закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение.
Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением.
Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являются нормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологического контроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено право граждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию, участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причи-нителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданином.
В состав экономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель - обеспечить экономический интерес природопользователя
257
к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы к охране природы и обеспечивают финансирование, кредитование, льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологически чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интерес через изъятие части дохода в качестве платы за пользование природными ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Различают два вида платежей за пользование природными ресурсами: один - за изъятие, потребление природного вещества, второй - за сброс, выброс, размещение отходов производства в природной среде. Система экономического стимулирования дополняется в законе мерами административно-правового воздействия. К таким мерам закон относит экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственности за экологические правонарушения. Экологический контроль представлен в трех формах: системой мониторинга окружающей среды, государственным контролем, производственным и общественным контролем.
Важную роль приобретают отраженные в законе принципы международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничны и полноценно могут быть решены лишь усилиями всего мирового сообщества. Россия подписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. В последние годы в стране наблюдается усиление влияния местных органов власти и природоохранительных органов на работу промышленности.
Объяснение: