Многие исследователи жизни Пушкина говорят о том, что у него не было обычного счастливого детства. Ни в одном своем стихотворении он не посвятил отцу или матери. С теплотой он вспоминал о бабушке Марии Алексеевне или няне Арине Родионовне, которые искренне его любили Мать с отцом относились к сыну равнодушно, холодно. Он был крайне самолюбив, а родители часто грубо оскорбляли его самолюбие, смеялись над ним; он не прощал этого, замыкался, жил своей жизнью... Своеобразной заменой детских лет, где познаются азы жизни и чувств для Пушкина стал лицей. Шесть лет, проведенных там, были для него самым счастливым временем. Представление о лицее как о родном доме, о лицейских учителях как о товарищах, а о лицеистах как братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х годов, когда лицейские воспоминания уже слились в картину далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в воспоминаниях. Счастливым можно считать и время, когда молодой поэт служит в Коллегии иностранных дел: он спешит окунуться в праздную светскую жизнь, встречается со старыми друзьями, заводит новые знакомства, много пишет, бывает в театрах, принимает участие в общественной и литературной жизни. Он полон творческих замыслов, идей, мыслей.