да, Уже в день восшествия на престол молодой император объявил, что управлять государством он намерен согласно тем принципам, которые воспитала в нем покойная бабушка, Екатерина Великая. И в официальных бумагах, и в частных беседах он постоянно подчеркивал, что собирается заменить личный произвол во всех сферах государственной жизни на строгую законность, поскольку главным недостатком государственного порядка в империи считал самоуправство тех, кто находится у власти.
Если в начале правления императора Александра его власть виделась реальной возможностью улучшить жизнь всех сословий империи, то уже к середине многие разочаровались в нем, почти во всеуслышание утверждая, что у правителя просто не хватает духа следовать тем либеральным принципам, о которых он так много и воодушевленно говорит. Многие исследователи склонны считать, что основной причиной неудач реформ Александра I была отнюдь не коррупция и склонность народа к консерватизму, а именно личные качества государя.
Важным направлением внутренней политики в 1825—1855 гг. стали разработка и принятие мер, затрагивавших интересы различных сословий и слоев населения страны. Прежде всего это касалось дворянства — опоры престола и его верного помощника.
Озабоченность верховной власти вызывали два процесса, наблюдавшиеся в среде первого сословия. Оба они имели ярко выраженный социально-экономический характер. Во-первых, с введением Петром I Табели о рангах старое родовитое дворянство постепенно растворялось в массе выходцев из других слоев, выслуживших для себя и своих потомков звание потомственных дворян. Уже в 1825 г. таких «чужаков» в первом сословии насчитывалось более 50%. Во-вторых, постоянно росли долги помещиков, они закладывали и перезакладывали свои имения. В первой половине столетия тысячи дворян лишились своих земель и крепостных и перешли в другие состояния.
Для исправления ситуации в 1832 г. был принят закон о введении звания почётных граждан. По мысли властей эта мера в некоторых случаях могла заменить получение личного дворянства. В 1845 г. вышел указ, ограничивавший переход представителей других сословий в дворянство. Если раньше потомственное дворянство получали дослужившиеся до 8-го класса по Табели о рангах, то теперь — до 5-го, личное дворянство — не с 12-го, а с 9-го класса.
Если в начале правления императора Александра его власть виделась реальной возможностью улучшить жизнь всех сословий империи, то уже к середине многие разочаровались в нем, почти во всеуслышание утверждая, что у правителя просто не хватает духа следовать тем либеральным принципам, о которых он так много и воодушевленно говорит. Многие исследователи склонны считать, что основной причиной неудач реформ Александра I была отнюдь не коррупция и склонность народа к консерватизму, а именно личные качества государя.
Озабоченность верховной власти вызывали два процесса, наблюдавшиеся в среде первого сословия. Оба они имели ярко выраженный социально-экономический характер. Во-первых, с введением Петром I Табели о рангах старое родовитое дворянство постепенно растворялось в массе выходцев из других слоев, выслуживших для себя и своих потомков звание потомственных дворян. Уже в 1825 г. таких «чужаков» в первом сословии насчитывалось более 50%. Во-вторых, постоянно росли долги помещиков, они закладывали и перезакладывали свои имения. В первой половине столетия тысячи дворян лишились своих земель и крепостных и перешли в другие состояния.
Для исправления ситуации в 1832 г. был принят закон о введении звания почётных граждан. По мысли властей эта мера в некоторых случаях могла заменить получение личного дворянства. В 1845 г. вышел указ, ограничивавший переход представителей других сословий в дворянство. Если раньше потомственное дворянство получали дослужившиеся до 8-го класса по Табели о рангах, то теперь — до 5-го, личное дворянство — не с 12-го, а с 9-го класса.