N 1-2 57. Citiți dialogul. Precizaţi tipul propoziţii- lor după criteriile cunoscute. Plasați semnele de
punctuație care lipsesc şi motivați utilizarea lor.
Undea-i fost tu ciobănașe Vreau să-mi cînte
La pădure
Cît mai vesel!
Ce-ai cătat tu ciobănase Ce cîntare te îndeamnă
Lemn de fluier
Ciobănase?
Şi crenguța ți-ai ales-o Despre Patria natală
Mi-am ales-o
Despre pace.
Основной объем необходимых для жизни знаний давали детям родители. Способных детей отдавали в ученичество. В отдельных случаях образование брала под эгиду княжеская власть.
Представление об уровне знаний могут дать изборники, где кроме богословских проблем помещались статьи по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и грамматике, этике и логике, излагались некоторые философские категории: сущность, случайное, род, вид, количество, качество и т. д. Изборник Святослава 1073 г. — одна из самых больших по величине древнерусских книг.
На Руси читали преимущественно религиозную литературу. Светские произведения занимали в чтении куда более скромное место, хотя на Руси известны были труды юго-западных, восточных авторов, переводились хроники, исторические повести, сборники изречений, естественно-научные сочинения, юридические трактаты.
Появляется и оригинальная русская литература, например «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе» Нестора, «Слово о полку Игореве» и др. В 1037 г. в киевском соборе Святой Софии по повелению Ярослава Мудрого была создана первая на Руси библиотека. К сожалению, ее судьба до сих пор неизвестна.
Кругозор горожан был, конечно, шире, чем селян. Многие посадские люди были грамотны, увлекались веселыми языческими игрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. О широком распространении грамотности свидетельствуют надписи на предметах быта и берестяные грамоты, а насмешливые надписи XI-XII вв. на стенах киевских и новгородских церквей разрушают легенды о повсеместной религиозности средневековья.
2. ПЛАУНЫ Вечнозелёные многолетние травы, большей частью с дихотомическим ветвлением.
Хвощ — трудноискоренимый сорняк, переживающий благодаря своим подземным корневищам даже лесные пожары.
3.Отличие в том, что споры у папоротниковидных созревают на обратной стороне листа, а у мхов образуются коробочки со спорами. У папоротниковидных споры попадают во влажное место, прорастая, образуют отросток, на котором образуются мужские и женские гометы. При слиянии гомет образуются зиготы, из которых формируются новые растения. А у мхов всё намного проще: споры рассеиваются и прорастают.