На предприятии ООО «Лысая гора» отсутствовал коллективный договор. Ссылаясь на то, что принятие коллективного договора Трудовой кодекс относит к обязанностям работодателя, И. И. Дураков обратился с жалобой в Государственную инспекцию труда по Курской области с требованием привлечь работодателя к ответственности. Чуть позже И. И. Дураков написал вторую жалобу, требуя привлечь к ответственности профсоюз, который не предпринял никаких мер для вступления в коллективные переговоры
Спустя месяц после обращения И. Дуракова в ГИТ, на предприятии всё же был заключен коллективный договор. Однако И. Дураков, внимательно его изучив, заметил, что в коллективном договоре отсутствуют обязательства работодателя и работника по во формы, системы и размеры оплаты труда. Он снова обратился в ГИТ с жалобой о нарушении законодательства.
Во к задаче
1.Какое решение должна вынести ГИТ по жалобе И.И. Дуракова по во об отсутствии на предприятии коллективного договора?
2. К какой ответственности можно привлечь работодателя за: а) уклонение от ведения коллективных переговоров; б) непредоставление информации для проведения коллективных переговоров? (указать акт, статью, вид наказания, а в случае штрафа - его сумму)
3. Возможно ли привлечение профсоюзов к ответственности за нарушение законодательства о порядке ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. Если да – то к какой? (в случае положительного ответа указать акт, статью, вид наказания, а в случае штрафа - его сумму)
4.Будет ли привлечён работодатель к ответственности в связи с тем, что не включил в коллективный договор обязательства по во формы, системы и размеры оплаты труда?
В данном вопросе необходимо определить, какие выражения являются наречиями (словами, обозначающими обстоятельство).
Решение:
- янында - наречие, так как обозначает место или пространственное положение (пример: янында стол)
- тирәсендә - наречие, так как обозначает действие и его направление (пример: тирәсендә баш)
- кырында - наречие, так как обозначает место или пространственное положение (пример: кырында кит)
2. Бәйлекләрне билгеләгез.
В этом вопросе нужно определить, какие выражения являются союзами (словами, объединяющими части предложения).
Решение:
- кебек - союз, так как связывает два однородных члена предложения (пример: я яшәюче кебек татар)
- сыман - союз, так как связывает два однородных члена предложения (пример: галәм сыман керре)
- шикелле дөп-дөп - не является союзом, так как состоит из двух однородных членов (шикелле и дөп-дөп), которые не связаны союзом
- шатыр - шотыр - не является союзом, так как означает одно и то же действие, но выражено разными словами
- чыш-пыш - не является союзом, так как эти слова образуют одно понятие и выражают несколько видов одного и того же действия
- ләкин - союз, так как противопоставляет две части предложения, образующие противоположные смыслы (пример: күренер ләкин иттер)
- әмма - союз, так как связывает два противоположных по смыслу предложения (пример: чыпчылар иде әмма яктылар торыш)
3. Ияртүче теркәгечләрне билгеләгез.
В данном вопросе нужно определить, какие выражения являются союзами.
Решение:
- һәм - союз, так как связывает два однородных члена предложения (пример: рәхмәт һәм сөйләү)
- вә - союз, так как связывает два однородных члена предложения (пример: китабтан вә сурәттан)
- да-дә - не является союзом, так как состоит из двух однородных членов (да и дә), которые независимо относятся к разным частям предложения
- ләкин - союз, так как противопоставляет две части предложения, образующие противоположные смыслы (пример: көренем ләкин башкара аламыз)
- фәкать - союз, так как противопоставляет две части предложения, образующие противоположные смыслы (пример: күсенем фәкать апга бирәм татар)
4. Теркәгечләр җөмлә кисәкләре була аламы?
В этом вопросе нужно определить, какие терминологические выражения (теркәгеч) являются сокращениями и какие не являются.
Решение:
- һәрберсе була ала - не является сокращением, так как эта фраза является обычным предложением
- була алмый - является сокращением, так как состоит из двух слов (була и алмый), что является сокращением сказуемого (сходиться, подходить) и наречия (не всегда)
5. Теркәгечләр сүзләр һәм җөмләләр арасында нинди бәйләнеш барлыкка китерә?
В данном вопросе нужно определить, какие теркәгечи (вводные слова) имеют равносильную связь с словами в предложении.
Решение:
- ияртүле тезүле - имеет равносильную связь с сказуемым предложения (пример: күкне ияртүле тезүле ява)
- һәм ияртүле тезүле - имеет равносильную связь с одним из слов в предложении (пример: аптан һәм ияртүле тезүле күш)
- ияртүле тезүле - имеет равносильную связь с сказуемым предложения (пример: кешне ияртүле тезүлә торыш)
6. Бәйләгеч сүз төркемнәре ничәү?
Здесь нужно определить, сколько слов входит в состав определенного предложения (бәйләгеч).
Решение:
- вопрос содержит только одно слово (бәйләгеч)
7. Бүлүче теркәгечләрне билгеләгез.
В этом вопросе нужно определить, какие выражения являются вводными словами (те, которые объясняют или уточняют сказуемое).
Решение:
- я, яки, яисә - не являются вводными словами, так как никак не влияют на сказуемое
- их, уф, урра - являются вводными словами, так как добавляют эмоциональную окраску и восклицательность (пример: их, уф, урра, акълым калды!)
8. Тезүче теркәгечләрне билгеләгез.
В этом вопросе нужно определить, какие выражения являются вводными словами (те, которые указывают на причину, основание или условие).
Решение:
- гүя, чөнки, әгәр - являются вводными словами, так как указывают на причину или условие (пример: гүя каламусым үзгәрди)
- ләкин, яки, һәм - не являются вводными словами, так как не указывают на причину или условие
9. Теркәгечләр җөмләдә нәрсәне бәйли?
В данном вопросе нужно определить, чему соответствуют термины (теркәгеч) - словам или выражениям.
Решение:
- сүзләрне - соответствует словам (пример: менем сүзләрне белесе)
- генә сүзләрне һәм җөмләләрне - соответствует и словам, и предложениям (пример: сәләм, генә сүзләрне һәм җөмләләрне юкла)
10. Кисәкчәләр сүзләргә:
а) кушылып языла
б) кушылып язылмый.
В этом вопросе нужно определить, какие выражения являются глаголами (словами, обозначающими действие).
Решение:
- а) кушылып языла - является глаголом, так как обозначает действие (пример: калам дөкөлерене кушылып язылайм)
- б) кушылып язылмый - является глаголом, так как обозначает действие (пример: сөйләмешке кушылып язылмый патмашылар)
11. Кайсы очракта кисәкчәләр бар:
а) китап та, түтәлләр дә, яулык та.
б) китапта, түтәлләрдә, яулыкта.
В данном вопросе нужно определить, в каком синтаксическом построении содержатся кисәкчәләр (местоимения).
Решение:
- а) китап та, түтәлләр дә, яулык та - местоимения находятся в случайных местах предложения и не соответствуют какому-либо определенному синтаксическому построению
- б) китапта, түтәлләрдә, яулыкта - местоимения находятся в предложении в соответствии со смысловой связью и синтаксической роли (пример: якты китапта, калмаган түтәлләрдә, яулыкта)
12. Кайсы очракта язма дөрес?
а) Кечкенә генә җил капка ачыла да ябыла.
б) Кечкенә генә җил капка ачылада ябы
Блок-схемы представляют собой графическую форму представления алгоритмов, в которой каждый шаг записывается в виде блока, а связи между шагами обозначаются стрелками. Блок-схемы хорошо визуализируют последовательность выполнения операций и позволяют школьнику легче понять и запомнить алгоритм.
Обоснование:
1) Запись на каком-либо языке программирования (вариант 1) может быть более сложной для понимания, особенно если школьник только начинает изучать программирование. Языки программирования могут иметь свою специфику и синтаксис, которые могут вызвать путаницу и затруднения.
3) Словесная запись по шагам (вариант 3) тоже может быть не такой наглядной для школьника. Описывая алгоритм словами, может возникнуть путаница, ошибки в понимании или пропуск важных деталей.
4) Строковая словесная запись (вариант 4) также может быть сложной для понимания. Такая запись может быть сжатой и требовать предварительного знания определенных терминов и понятий.
Пошаговое решение:
1. Ответь на вопрос: "Что такое алгоритм?" объясни, что алгоритм - это набор последовательных действий, которые выполняются для решения определенной задачи.
2. Предоставь пример несложного алгоритма, например, алгоритм приготовления чашки чая.
3. Покажи школьнику пример блок-схемы, которая отображает этот алгоритм. Объясни, что блок-схема помогает наглядно представить последовательность действий и связи между ними.
4. Проанализируй каждый вариант ответа и объясни, почему блок-схема является наиболее наглядной и универсальной для понимания несложных алгоритмов.
5. Если у школьника возникнут вопросы или затруднения, проведи дополнительное объяснение, используя конкретные примеры и иллюстрации.