Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.
1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие "третьего сословия" и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы. Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.
2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.
3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и души как главной её задачи. Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.
С середины XVII в. во всемирной истории наступает эпоха Но- вого времени. Модернизация, в ходе которой разрушаются традици- онные ценности и устои, выводит Западную Европу в лидеры миро- вого цивилизационного процесса. В XVIII в. процесс охватывает не только все сферы общественной и личной жизни, но и приобретает всемирный масштаб: в Новом Свете формируется новый своеобраз- ный очаг европейской цивилизации – США (1776 г. – Декларация не- зависимости). В сфере экономики модернизация реализовалась в раз- витии машинного производства – индустриализации, начало которой было положено промышленным переворотом в Англии в последней четверти XVIII в. (Вместе с тем ряд исследователей считают первым этапом промышленного переворота возникновение мануфактур). Раз- витие промышленности и науки стимулировало процесс урбанизации (urbs – город, в пер. с лат.), существенно изменившей социальную картину. Городская культура занимает доминирующее положение в обществе. Формируется специфическая социальная группа (класс) – буржуазия (burg – город, в пер. с нем.), которая становится локомо- тивом социокультурных процессов. Основные виды деятельности этого класса – торговля и предпринимательство. В этих сферах со- средоточены интересы буржуазии и, главное, частная собственность. Наряду с буржуазией появляется еще один класс – наемные рабочие, или пролетариат, не имеющие собственности. В отличие от сословий, положение которых было зафиксировано юридически и передавалось по наследству, положение классов зависит от их места в системе об- щественного производства, определяется отношением к собственно- сти и не закрепляется законом. Границы классов подвижны, люди имеют возможность относительно свободно перемещаться из одной социальной группы в другую.
Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.
1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие "третьего сословия" и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы. Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.
2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.
3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и души как главной её задачи. Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.
Объяснение:
Основные черты Нового времени
С середины XVII в. во всемирной истории наступает эпоха Но- вого времени. Модернизация, в ходе которой разрушаются традици- онные ценности и устои, выводит Западную Европу в лидеры миро- вого цивилизационного процесса. В XVIII в. процесс охватывает не только все сферы общественной и личной жизни, но и приобретает всемирный масштаб: в Новом Свете формируется новый своеобраз- ный очаг европейской цивилизации – США (1776 г. – Декларация не- зависимости). В сфере экономики модернизация реализовалась в раз- витии машинного производства – индустриализации, начало которой было положено промышленным переворотом в Англии в последней четверти XVIII в. (Вместе с тем ряд исследователей считают первым этапом промышленного переворота возникновение мануфактур). Раз- витие промышленности и науки стимулировало процесс урбанизации (urbs – город, в пер. с лат.), существенно изменившей социальную картину. Городская культура занимает доминирующее положение в обществе. Формируется специфическая социальная группа (класс) – буржуазия (burg – город, в пер. с нем.), которая становится локомо- тивом социокультурных процессов. Основные виды деятельности этого класса – торговля и предпринимательство. В этих сферах со- средоточены интересы буржуазии и, главное, частная собственность. Наряду с буржуазией появляется еще один класс – наемные рабочие, или пролетариат, не имеющие собственности. В отличие от сословий, положение которых было зафиксировано юридически и передавалось по наследству, положение классов зависит от их места в системе об- щественного производства, определяется отношением к собственно- сти и не закрепляется законом. Границы классов подвижны, люди имеют возможность относительно свободно перемещаться из одной социальной группы в другую.