Великому посольству не удалось упрочить антитурецкий союз. Задача эта оказалась непосильной, поскольку европейские державы не были заинтересованы в продолжении войны с Османской империей. Напротив, они начали сепаратные переговоры, нимало не заботясь об интересах России. И Пётр I понял это. Он приходит к выводу: в интересах страны необходимо решительно изменить внешнюю политику. Внимание царя всё более привлекало Балтийское море. Выходу к морю препятствовала Швеция. Господство шведов на Балтике вызывало недовольство также Дании и Саксонии. Возникла возможность для формирования анти шведского Северного союза. По возвращении царя в Москву такой союз (Россия, Дания и Саксония) был создан. Правитель Саксонии курфюрст Август в 1697 г. был избран королём Речи Посполитой. Однако как правитель он был ограничен сеймом, без согласия которого не мог объявить войну Швеции. Тем не менее Август II обещал со временем вовлечь в антишведскую коалицию Речь Посполитую. Заключая союз, Пётр оговорил одно условие: Россия не вступит в войну, пока не заключит мир с Османской империей.
Таким образом, в VIII–IX вв. н. э. произошли существенные изменения в этническом составе и культуре населения на территории Беларуси. Великие группы славян продвинулись и осели во всех ее регионах. Они устанавливали тесные контакты с балтским населением, которое жило здесь. Взаимодействие славян и балтов существенно изменило их культуру. Балтское население было ассимилировано. Однако нельзя представлять славянскую ассимиляцию балтов прямолинейным процессом. В исторической литературе указывается, что ассимилировали не только славяне балтов, но и в ряде случаев славяне были ассимилированы балтами.
Результатом продолжительных и активных межэтнических контактов, постепенного смешивания славян с коренным балтским населением стало образование новых межплеменных объединений – симбиоз балтской и славянской культур. Свидетельством такого симбиоза можно считать присутствие балтских элементов в славянских древностях, соединение в одних памятниках и славянских, и балтских этноопределяющих черт. Примером на занятой восточными славянами территории являлись курганы с восточной ориентацией (по балтской традиции), хотя славяне хоронили покойников головой на запад. Типично балтскими считаются также многие другие элементы обряда захоронения, выявленные в курганах украшения. Такие памятники принадлежали уже славянизированным балтам.
Таким образом, раннесредневековые этнические сообщества – дреговичи, радимичи и кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке этих этнических сообществ соединялись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли собой новые качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты. Поэтому новые этнические сообщества были славянскими.
Результатом продолжительных и активных межэтнических контактов, постепенного смешивания славян с коренным балтским населением стало образование новых межплеменных объединений – симбиоз балтской и славянской культур. Свидетельством такого симбиоза можно считать присутствие балтских элементов в славянских древностях, соединение в одних памятниках и славянских, и балтских этноопределяющих черт. Примером на занятой восточными славянами территории являлись курганы с восточной ориентацией (по балтской традиции), хотя славяне хоронили покойников головой на запад. Типично балтскими считаются также многие другие элементы обряда захоронения, выявленные в курганах украшения. Такие памятники принадлежали уже славянизированным балтам.
Таким образом, раннесредневековые этнические сообщества – дреговичи, радимичи и кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке этих этнических сообществ соединялись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли собой новые качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты. Поэтому новые этнические сообщества были славянскими.