Сентиментализм — литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.
Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»), Чувство было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.
Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, вздыхают, ахают— не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма, В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается психологизм.
Писатель-сентименталист создаёт в своём произведении особый образ — образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.
Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и молодого Жуковского.
Дня России, где эпоха Просвещения началась позже и в результате оказалась намного короче, чем в европейских странах, наиболее актуальными оказались просветительские тенденции сентиментализма, которые проявились, например, в «Письмах русского путешественника» Карамзина и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, в дидактическом, нравоучительном характере басен Дмитриева, в обращении к исторической тематике в повестях Карамзина, во внимании к природе в произведениях молодого Жуковского.
Основные черты российского сентиментапизма: просветительские тенденции, совершенствование литературного языка (введение разговорных форм, просторечия).
Сентиментализм — литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.
Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»), Чувство было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.
Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, вздыхают, ахают— не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма, В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается психологизм.
Писатель-сентименталист создаёт в своём произведении особый образ — образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.
Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и молодого Жуковского.
Дня России, где эпоха Просвещения началась позже и в результате оказалась намного короче, чем в европейских странах, наиболее актуальными оказались просветительские тенденции сентиментализма, которые проявились, например, в «Письмах русского путешественника» Карамзина и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, в дидактическом, нравоучительном характере басен Дмитриева, в обращении к исторической тематике в повестях Карамзина, во внимании к природе в произведениях молодого Жуковского.
Основные черты российского сентиментапизма: просветительские тенденции, совершенствование литературного языка (введение разговорных форм, просторечия).
Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»), Чувство было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.
Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, вздыхают, ахают— не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма, В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается психологизм.
Писатель-сентименталист создаёт в своём произведении особый образ — образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.
Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и молодого Жуковского.
Дня России, где эпоха Просвещения началась позже и в результате оказалась намного короче, чем в европейских странах, наиболее актуальными оказались просветительские тенденции сентиментализма, которые проявились, например, в «Письмах русского путешественника» Карамзина и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, в дидактическом, нравоучительном характере басен Дмитриева, в обращении к исторической тематике в повестях Карамзина, во внимании к природе в произведениях молодого Жуковского.
Основные черты российского сентиментапизма: просветительские тенденции, совершенствование литературного языка (введение разговорных форм, просторечия).
Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»), Чувство было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.
Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, вздыхают, ахают— не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма, В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается психологизм.
Писатель-сентименталист создаёт в своём произведении особый образ — образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.
Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и молодого Жуковского.
Дня России, где эпоха Просвещения началась позже и в результате оказалась намного короче, чем в европейских странах, наиболее актуальными оказались просветительские тенденции сентиментализма, которые проявились, например, в «Письмах русского путешественника» Карамзина и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, в дидактическом, нравоучительном характере басен Дмитриева, в обращении к исторической тематике в повестях Карамзина, во внимании к природе в произведениях молодого Жуковского.
Основные черты российского сентиментапизма: просветительские тенденции, совершенствование литературного языка (введение разговорных форм, просторечия).