Әже-баланың әкесінің шешесі туыстық қатынасты білдіретін атау. Қазақ отбасындағы орны ерекше әрі қадірлі. Әже отбасының ғана емес, әулеттің де ұйытқысы, ағайын–абысындардың бірлігін татулығын сақтайтын сыйлы анасы, кейінгі жастардың, тәрбиешісі әрі ақылгөйі. Қазақ қоғамында әдетте жас отау иелерінің тұңғыш баласын әжеге береді. Менде әжемнің тәрбиесіндемін. Мен әжемді өте жақсы көремін. Себебі әжем мені қыдыртады,тәттілерін алып береді.
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.
В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.
ервые школы были созданы в XVII веке в Москве. По утверждению историка П. Н. Сенько, первыми можно считать школы Чудова монастыря, созданную в 1653 году, и монастыря, созданную в 1665 году. Церковные школы были важной частью образования, и в 1698—1699 годах император Пётр I обсуждал с патриархом Адрианом возможность создания Академии наук[2].
После школьной реформы 1804 года работа школ существенно изменилась[3].
К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—1870-х годов сыграл Сергей Рачинский.
Рас церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-х годах Министерство народного Российской империи фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.
Әже-баланың әкесінің шешесі туыстық қатынасты білдіретін атау. Қазақ отбасындағы орны ерекше әрі қадірлі. Әже отбасының ғана емес, әулеттің де ұйытқысы, ағайын–абысындардың бірлігін татулығын сақтайтын сыйлы анасы, кейінгі жастардың, тәрбиешісі әрі ақылгөйі. Қазақ қоғамында әдетте жас отау иелерінің тұңғыш баласын әжеге береді. Менде әжемнің тәрбиесіндемін. Мен әжемді өте жақсы көремін. Себебі әжем мені қыдыртады,тәттілерін алып береді.
Айналайын әжешім,
Ақылы асқан данасың
Немере үшін не керек,
Бәрін тауып бересің.
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.
В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.
ервые школы были созданы в XVII веке в Москве. По утверждению историка П. Н. Сенько, первыми можно считать школы Чудова монастыря, созданную в 1653 году, и монастыря, созданную в 1665 году. Церковные школы были важной частью образования, и в 1698—1699 годах император Пётр I обсуждал с патриархом Адрианом возможность создания Академии наук[2].
После школьной реформы 1804 года работа школ существенно изменилась[3].
К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—1870-х годов сыграл Сергей Рачинский.
Рас церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-х годах Министерство народного Российской империи фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.
Объяснение: