К концу XIX — началу XX в. в основном были стёрты белые пятна с карты России. Во время экспедиций Г. Седова и В. Визе была уточнена конфигурация западного побережья Новой Земли. Последнее крупное открытие в Арктике было сделано Борисом Андреевичем Вилькицким (1885—1961). Он провёл ряд экспедиций по Северному морскому пути, в том числе сквозное плавание (в 1914 г.) из Владивостока в Архангельск. При этом он открыл целый ряд островов и среди них — острова Северная Земля (1913 г.). Эти острова обследовали и нанесли на карту географ Г. А. Ушаков совместно с Н. Н. Урванцевым, открывшим на материке близ современного Норильска крупнейшие месторождения никеля, меди и кобальта, на базе которых выросли крупнейший горно-металлургический комбинат и город.
Экспедиция Бориса Андреевича Вилькицкого
В 1913 году, уже после смерти отца, Вилькицкий был назначен командиром ледокола «Таймыр», вместо ушедшего на повышение Б. В. Давыдова. Интересно отметить, что Давыдов занял должность начальника экспедиции Восточного (Тихого) океана, которую до него занимал М. Е. Жданко, ставший начальником ГГУ вместо умершего А. И. Вилькицкого. Таким образом, отец своей смертью открыл дорогу сыну, приведшую того к всемирной славе. Вторым судном экспедиции был ледокол «Вайгач».
Суда вышли из Владивостока 9 июля, а 24 июля случился инсульт у начальника экспедиции И. С. Сергеева. Через несколько дней, приказом Морского министра исполнение обязанностей начальника экспедиции было возложено на Вилькицкого как старшего из командиров кораблей. Он в тот период был капитаном 2 ранга. Это был трудный период для экспедиции. Вилькицкий не имел необходимого опыта, к тому же он первое время не пользовался авторитетом у офицеров. Как показал дальнейший ход событий, молодой офицер наилучшим образом справился с обязанностями начальника экспедиции.
В период его руководства были совершены все громкие открытия этой экспедиции.
Войдя 6 августа в Чукотское море, суда двигались разными маршрутами, выполняя самостоятельные задачи: «Таймыр» шел с промерами вдоль берега, «Вайгач» отправился к о. Врангеля для выяснения положения кромки льдов. Суда встретились в Восточно-Сибирском море у Медвежьих островов, откуда «Таймыр» направился на север, в тот район, где в 1881 году было раздавлено судно экспедиции Д. Де-Лонга «Жаннетта». Здесь их ждало географическое открытие: стремясь обогнуть с севера Новосибирские острова, они открыли маленький остров, впоследствии названный именем А. И. Вилькицкого.
К 1 сентября оба судна подошли на расстояние видимости к мысу Челюскин, возле которого лежал невзломанный лед. Стремясь обогнуть ледяное поле, суда двинулись на север и наткнулись на затерявшийся среди торосов небольшой клочок суши, названный о. Малый Таймыр. Двигаясь далее на север, 3 сентября 1913 года экспедиция совершила главное географическое открытие ХХ века. Когда видимость улучшилась, взорам моряков справа по курсу открылись заснеженные горы, четко выделявшиеся на фоне голубого неба. Как потом выяснилось, это был южный остров крупного архипелага, названный первооткрывателями Землей Николая II, при советской власти переименованный в Северную Землю.
Мұртты обалар – ерте темір дәуірінен сақталған ескерткіштер (б.з.б. 7–4 ғасырлар). Толық емес мәліметтер бойынша Қазақстанда 300-ден астам мұртты обалаға жататын ескерткіш тіркелген. Оларды Ә.Х.Марғұлан, К.Ақышев, М.П.Грязнов, Ә.Оразбаев, М.Қадырбаев, С.М.Ақынжанов, Ф.Арсланова, С.С.Сорокин, А.Бейсенов, А.Таиров, С.Г.Боталов, т.б. зерттеді. Оның негізгі бөлігі (80%-дан астамы) Орталық және Солтүстік Қазақстан өлкелерінің жәдігерлері. Қалғандары Шығыс Қазақстан жерінде шоғырланған. Мұртты обалар Сарыарқаның ерте темір дәуіріндегі тасмола мәдениетінің ғұрыптық ескерткіштері болып саналады. Құрылымдық жағынан да, семантикалық өрісі жағынан да күрделі құрылыстарға жатады. Ғалымдардың типологиялық сипаттамалары бойынша, құрылымдық-планиграфиялық ерекшеліктері тұрғысынан бірнеше түрге ажыратылады: 1) кешенде негізгі және қосалқы обалар бірлесе орналасады; 2) тек қосалқы обаның өзі ғана беріледі.
Экспедиция Бориса Андреевича Вилькицкого
В 1913 году, уже после смерти отца, Вилькицкий был назначен командиром ледокола «Таймыр», вместо ушедшего на повышение Б. В. Давыдова. Интересно отметить, что Давыдов занял должность начальника экспедиции Восточного (Тихого) океана, которую до него занимал М. Е. Жданко, ставший начальником ГГУ вместо умершего А. И. Вилькицкого. Таким образом, отец своей смертью открыл дорогу сыну, приведшую того к всемирной славе. Вторым судном экспедиции был ледокол «Вайгач».
Суда вышли из Владивостока 9 июля, а 24 июля случился инсульт у начальника экспедиции И. С. Сергеева. Через несколько дней, приказом Морского министра исполнение обязанностей начальника экспедиции было возложено на Вилькицкого как старшего из командиров кораблей. Он в тот период был капитаном 2 ранга. Это был трудный период для экспедиции. Вилькицкий не имел необходимого опыта, к тому же он первое время не пользовался авторитетом у офицеров. Как показал дальнейший ход событий, молодой офицер наилучшим образом справился с обязанностями начальника экспедиции.
В период его руководства были совершены все громкие открытия этой экспедиции.
Войдя 6 августа в Чукотское море, суда двигались разными маршрутами, выполняя самостоятельные задачи: «Таймыр» шел с промерами вдоль берега, «Вайгач» отправился к о. Врангеля для выяснения положения кромки льдов. Суда встретились в Восточно-Сибирском море у Медвежьих островов, откуда «Таймыр» направился на север, в тот район, где в 1881 году было раздавлено судно экспедиции Д. Де-Лонга «Жаннетта». Здесь их ждало географическое открытие: стремясь обогнуть с севера Новосибирские острова, они открыли маленький остров, впоследствии названный именем А. И. Вилькицкого.
К 1 сентября оба судна подошли на расстояние видимости к мысу Челюскин, возле которого лежал невзломанный лед. Стремясь обогнуть ледяное поле, суда двинулись на север и наткнулись на затерявшийся среди торосов небольшой клочок суши, названный о. Малый Таймыр. Двигаясь далее на север, 3 сентября 1913 года экспедиция совершила главное географическое открытие ХХ века. Когда видимость улучшилась, взорам моряков справа по курсу открылись заснеженные горы, четко выделявшиеся на фоне голубого неба. Как потом выяснилось, это был южный остров крупного архипелага, названный первооткрывателями Землей Николая II, при советской власти переименованный в Северную Землю.
Мұртты обалар – ерте темір дәуірінен сақталған ескерткіштер (б.з.б. 7–4 ғасырлар). Толық емес мәліметтер бойынша Қазақстанда 300-ден астам мұртты обалаға жататын ескерткіш тіркелген. Оларды Ә.Х.Марғұлан, К.Ақышев, М.П.Грязнов, Ә.Оразбаев, М.Қадырбаев, С.М.Ақынжанов, Ф.Арсланова, С.С.Сорокин, А.Бейсенов, А.Таиров, С.Г.Боталов, т.б. зерттеді. Оның негізгі бөлігі (80%-дан астамы) Орталық және Солтүстік Қазақстан өлкелерінің жәдігерлері. Қалғандары Шығыс Қазақстан жерінде шоғырланған. Мұртты обалар Сарыарқаның ерте темір дәуіріндегі тасмола мәдениетінің ғұрыптық ескерткіштері болып саналады. Құрылымдық жағынан да, семантикалық өрісі жағынан да күрделі құрылыстарға жатады. Ғалымдардың типологиялық сипаттамалары бойынша, құрылымдық-планиграфиялық ерекшеліктері тұрғысынан бірнеше түрге ажыратылады: 1) кешенде негізгі және қосалқы обалар бірлесе орналасады; 2) тек қосалқы обаның өзі ғана беріледі.
Объяснение:
вот:)