найдите в тексте свидетельства определяющие коллективизацию и занятие первых людей. Древние люди жили в пещерах они собирали съедобные корень, фрукты птичьи яйца и грибы.Люди собирались вместе и жили с одним или несколькими родственником. На охоте команда следовала указаниям вождя. Во время охоты группа людей использовала приёмы опусканич зверя в глубокую яму,сбивания его с высокой скалы, запугивание с огнём люди добрые
Определяющими чертами новгородской культуры являлись её простота и доступность. Вечевые порядки, свободолюбие и высокая политическая активность городского населения влияли на особенности культурного развития Новгородской земли.
Каменное зодчество в Новгородской земле со временем утратило свою былую монументальность. Заказчиками храмов чаще всего были бояре, купцы, общины прихожан. Церкви стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. Много церквей было возведено не только в Новгороде, но и в его «пригородах» — Пскове, Ладоге.
Например, Стародум: Не умел я отречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам…
Книжные слова: владеет моим сердцем, сколько горестей терпела, прочит меня в жены своему сыну, изъявить совершенное презрение, сердечные обязательства, моя погибель.
Речь Стародума – это прежде всего речь оратора. Он, по мысли Фонвизина, должен донести до читателя новые идеи, растолковать их. Поэтому речь его образна, афористична. Например: Невежда без души – зверь; Гораздо честнее быть без заслуг пожаловану; Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время; Просвещение возвышает добродетельную душу; Душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.
Речь Стародума проще, конкретнее, более образна, чем речь Правдина, Милона. Стародум играет роль переводчика, посредника между крепостниками и своими друзьями-правдолюбами. В речи Стародума порой можно уловить чувство юмора, а речь Правдина и Милона совершенно серьёзна, не допуская и не понимая шуток.