Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние Братчины стали позднее называться складчинами и ссыпчинами, поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха (помочи, После отмены крепостного права (вторая половина 19 века) и распаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы. Ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился имущественный авторитет. Братчина превратилась в более замкнутую гостьбу, зажиточные крестьяне предпочитали складчину. Крестьяне стали ходить друг к другу в гости по родству, по соседству. Оживление торгового обмена с городом давало возможность крестьянам получать известия о городской жизни, прогрессивных идеях. Все больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество КПУ библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры, супрядки, работные посиделки).Посиделки и другие формы досуга делились по половозрастному принципу. Молодежной формой досуга были весеннее-летние хороводы. Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали былички (рассказы о страшном и необъяснимом). На смешанных молодежных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. В качестве посиделочной избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становилась символической семейной, где молодежь играла роли мужей и жен.