Николай Заболоцкий "Не позволяй душе лениться!.."
Выполните письменно в тетради задания к стихотворению.
(!)Отвечайте полными предложениями. Например: "В
стихотворении Василия Петрова много глаголов потому...", "На мой
взгляд, повтор в данном стихотворении поэту обратить
внимание читателя на..."
1. Объясните значение слов и выражений.
1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.
2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.
3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”
4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.
2. Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении.
Перечислите их. Почему их так много?
3. Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в
стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?
4. Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные
интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах
автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?
5. Найдите метафоры в стихотворении, выпишите их. Какова их роль?
6. Как понять слова поэта “душа обязана трудиться”? Что такое труд
души?
1)Токтогул со своей в высшей степени драматичной судьбой и многогранным творчеством стал самой знаковой фигурой того переломного времени, когда русский колониализм отживал свои последние дни, и наступала новая эпоха. И он стал языком, своеобразным зеркалом этого сложного, трагического периода, его выразителем и звонким голосом. За что и пострадал. Царские власти, вознамерившиеся подавить всякое протестное движение среди местного населения, превратили его в каторжника за участие в Андижанском антицарском восстании 1898 года, довели до сибирских железных руд, но, с другой стороны, обогатили как человека, как творческую, мыслящую личность. Вернувшись, он создал целую школу акынов-импровизаторов, музыкантов-комузистов и певцов, которая сформировалось вокруг его личности, под его непосредственным влиянием. К нему тянулись все, у него учились, его человеческий, моральный, творческий авторитет был высочайшим. Он был живой легендой, олицетворением совести и великомучеником, и его имя воздействовало на людей магически.
Несомненно, для того чтобы обладать такой внутренней красотой, человек должен находиться в состоянии полного самозабвения, чувствовать, что его ничто не удерживает, что нет никаких ограничений, никакой защиты, никакого сопротивления. Однако, подобная самозабвенность становится хаотичной, если в ней нет суровости. Знаем ли мы, что означает быть суровых, довольствоваться немногим и не мыслить в терминологии «большего»? И вот эта самозабвенность должна сосуществовать с глубокой внутренней строгостью, той строгостью, которая чрезвычайно проста, потому что при ней ум не приобретает, не достигает, не мыслит в терминах «большего». Именно эта простота, рожденная самозабвением и строгостью, приносит состояние творческой красоты.
Объяснение:
Вот так?