Нужна по предмету "логика"
1. определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. укажите
ошибку, если она есть:
а) некоторые школьники экзамены, а некоторые их не .
б) в вашингтоне находится правительство сша. – вашингтон является столицей сша.
2. дайте полную логическую характеристику понятиям:
следствие, рекламный щит, эстонский император, договор, государственная дума,
библиотека.
3. изобразите отношения между понятиями в кругах эйлера:
а) велосипед, двухколесный велосипед, трехколесный велосипед, детский велосипед,
спортивный велосипед.
б) кошка, животное, животное семейства кошачьих, тигр, дикое животное.
4. укажите вид определения. назовите ошибку, если она есть:
а) книга - опиум для студента.
б) кооперация - форма организации труда, при которой ряд людей кооперируются.
в) лес – это большое скопление деревьев.
5. произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными река, город, зверь, судебный процесс, медицинский прибор, документ.
6. определите вид следующих суждений:
а) любая мировая религия является феноменом культуры.
б) глаза боятся, а руки делают.
в) у любой планеты существуют разные полюса.
7. постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.
некоторые реки индии – судоходные.
8. охарактеризуйте следующие вопросы:
а) не объединить ли нам наши усилия?
б) что такое любовь?
в) какая река является самой длинной рекой в мире?
9. правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?
а) все злаки цветут колосками.
все бамбуки – злаки.
б) ни один француз не любит пудинг.
все любят пудинг.
в) если туман не рассеется, вылет будет задержан.
вылет не задержали.
10. восстановите энтимему до полного силлогизма:
а) некоторые книги вредны, так как все бесполезное является вредным.
б) работа - не волк, поэтому она в лес не убежит.
11. охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите
вид индукции.
лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в
пензе соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
ответ:
а в первом
ответ:
в 1 вроде как а 2 незнаю 3каждый предмет или явление обладает некими свойствами (признаками).
получается, что составить понятие об объекте означает, прежде всего, умение отличить его от других сходных с ним объектов.
можно сказать, что понятие – это мысленное содержание слова.
понятие – это форма мысли, отображающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках.
понятие – это форма мысли, а не форма слова, так как слово лишь метка, которой мы помечаем ту или иную мысль.
слова могут быть различны, но при этом обозначать одно и то же понятие. по- – «карандаш», по- – «pencil», по- – bleistift. одна и та же мысль в разных языках имеет разное словесное выражение.
отношения между понятиями. круги эйлера.
по содержанию между понятиями могут быть два основных вида отношений: сравнимость и несравнимость.
понятия, имеющие в своих содержаниях общие признаки, называются сравнимыми («адвокат» и «депутат»; «студент» и «спортсмен»).
в противном случае, понятия считаются несравнимыми («крокодил» и «блокнот»; «человек» и «пароход»).
если кроме общих признаков понятия имеют и общие элементы объёма, то они называются совместимыми.
существует шесть видов отношений между сравнимыми понятиями. отношения между объёмами понятий удобно обозначать с кругов эйлера (круговые схемы, где каждый круг обозначает объём понятия).
вид отношения между понятиями изображение с кругов эйлера
равнозначность (тождественность) объёмы понятий полностью . т.е. это понятия, которые различаются по содержанию, но в них мыслятся одни и те же элементы объёма. 1) а – аристотель в – основатель логики 2) а – квадрат в – равносторонний прямоугольник
подчинение (субординация) объём одного понятия полностью входит в объём другого, но не исчерпывает его. 1) а – человек в – студент 2) а – животное в – слон
пересечение (перекрещивание) объёмы двух понятий частично . то есть понятия содержат общие элементы, но и включают элементы, принадлежащие только одному из них. 1) а – юрист в – депутат 2) а – студент в – спортсмен
соподчинение (координация) понятия, не имеющие общих элементов, полностью входят в объём третьего, более широкого понятия. 1) а – животное в – кот; с – собака; d – мышь 2) а – драгоценный металл в – золото; с – серебро; d - платина
противоположность (контрарность) понятия а и в не просто включены в объём третьего понятия, а как бы находятся на его противоположных полюсах. то есть, понятие а имеет в своём содержании такой признак, которых в понятии в заменён на противополжный. 1) а – белый кот; в – рыжий кот (коты бывают и чёрными и серыми) 2) а – горячий чай; холодный чай (чай может быть и тёплым) т.е. понятия а и в не исчерпывают всего объёма понятия, в которое они входят.
противоречие (контрадикторность) отношение между понятиями, одно из которых выражает наличие каких-либо признаков, а другое – их отсутствие, то есть просто отрицает эти признаки, не заменяя их никакими другими. 1) а – высокий дом в – невысокий дом 2) а – выигрышный билет в – невыигрышный билет т.е. понятия а и не-а исчерпывают весь объём понятия, в которое они входят, так как между ними нельзя поставить никакое дополнительное понятие.
: определите вид отношений по объёму ниже понятий. изобразите их с
объяснение: