Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Фазы развития социальной группы:
• диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);
• группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);
• группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);
• группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).
Функции социальной группы:
• Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
• Инструментальная — определяет место и формы работы.
• Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д.
Первичная группа - это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.
Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.
Внутренняя группа - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит.
Внешняя группа - группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.
Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.
«Разделяй и властвуй» — принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и, согласно которому, лучший метод управления таким государством — разжигание и использование вражды между его частями. В более широком смысле — тактика (чаще скрытая) создания, усиления и использования противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними. Этот принцип часто приписывают именно римскому Сенату, однако ни одного документального подтверждения этому нет.
Тем не менее во время различных завоевательных походов римлян мы можем четко проследить руководство этим принципом. Например, для войны с Македонией, римляне воспользовались противоречиями македонян и греков и вынудили греков не оказывать помощь Македонии. То же самое римляне сделали с Сирией, убедив сирийского царя не поддерживать Македонию. В результате, Македония, Греция и Сирия были разбиты по-одиночке. Никто не знает, как бы обернулась история, если бы Римская республика столкнулась бы с объединенными армиями трех государств. Разделяй своих противников, тогда ты будешь властвовать!
Кстати, этот же принцип можно встретить и в повседневной жизни обыкновенных римских граждан по отношению к рабам. Римляне старались не допустить формирования каких-либо общностей рабов, например, разделяли рабов одной национальности. Пользуясь противоречиями между рабами, римляне могли лучше их контролировать и не допускать восстаний.
Фазы развития социальной группы:
• диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);
• группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);
• группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);
• группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).
Функции социальной группы:
• Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
• Инструментальная — определяет место и формы работы.
• Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д.
Первичная группа - это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.
Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.
Внутренняя группа - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит.
Внешняя группа - группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.
Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.
Тем не менее во время различных завоевательных походов римлян мы можем четко проследить руководство этим принципом. Например, для войны с Македонией, римляне воспользовались противоречиями македонян и греков и вынудили греков не оказывать помощь Македонии. То же самое римляне сделали с Сирией, убедив сирийского царя не поддерживать Македонию. В результате, Македония, Греция и Сирия были разбиты по-одиночке. Никто не знает, как бы обернулась история, если бы Римская республика столкнулась бы с объединенными армиями трех государств. Разделяй своих противников, тогда ты будешь властвовать!
Кстати, этот же принцип можно встретить и в повседневной жизни обыкновенных римских граждан по отношению к рабам. Римляне старались не допустить формирования каких-либо общностей рабов, например, разделяли рабов одной национальности. Пользуясь противоречиями между рабами, римляне могли лучше их контролировать и не допускать восстаний.