Определите принципы обучения, реализованные в следующих ситуациях:
Ситуация 1.
В образовательную программу студентов второго курса входило изучение педагогики. Летом они проходили педагогическую практику в летних лагерях, где они использовали свои знания по психологии и педагогике.
Ситуация 2.
При обучении детей счёту в первом классе педагогом была использована следующая методика: дети сначала учились считать с счетных палочек, а потом без них (без вс предметов), развивая абстрактное мышление.
Ситуация 3 (Какими принципами пренебрегла педагог на уроке?)
Урок литературы в восьмом классе. Учительница «в ударе». Момент вдохновения. Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет «звенящая струна». Истинное вдохновение посещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки, сидит «местный хулиган» Сережа, духовная конституция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение - ему не передалось. Сережа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит «звенящей струне»: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учительницу. Учительница, продолжая объяснение, ловит взгляд Сережи. Сережа на минуту замолкает. Потом - снова: бу-бу-бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Сережа, - наконец обращается к нему учитель Не Секунды затишья и снова попытка поговорить, прокомментировать.
1. Принцип связи образовательного процесса с реальной практикой: студенты, изучая педагогику, имели возможность практического применения полученных знаний в летних лагерях. Такая практика помогает студентам увидеть и осознать применимость теоретических знаний в реальной жизни и на практике.
2. Принцип активности и самостоятельности: студенты на педагогической практике применяли свои знания по психологии и педагогике самостоятельно, что способствовало развитию их навыков и компетенций в данной области.
В ситуации 2 были реализованы следующие принципы обучения:
1. Принцип постепенного усложнения материала: дети сначала учились считать с счетных палочек, а потом переходили к счету без предметов. Такой подход позволяет детям постепенно осваивать новые навыки и преодолевать сложности счета, начиная с конкретных предметов и переходя к абстрактному мышлению.
2. Принцип развития абстрактного мышления: счетные палочки используются вначале для представления конкретных чисел, а затем, когда дети уже овладели счетом на них, они могут перейти к счету без вс предметов. Таким образом, дети развивают способность мысленно представлять и оперировать с абстрактными числами.
В ситуации 3 педагог пренебрегла следующими принципами обучения:
1. Принцип индивидуализации обучения: педагог не заметила, что уровень интереса и подготовки учащихся различается. Она сосредоточилась только на проявлении своего вдохновения, не учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Это привело к недостаточному вовлечению учащихся, а также возникновению отвлекающих факторов со стороны одного из учеников.
2. Принцип учета потребностей и интересов учащихся: педагог не смогла заинтересовать и поддержать внимание ученика Сережи, который имел свои уникальные предпочтения и интересы. Вместо того, чтобы найти способ включить его в урок или решить возникшую проблему, педагог просто игнорировала или подавляла его поведение, что привело к его дальнейшему неудовлетворению и отсутствию взаимодействия с содержанием урока.
В данной ситуации можно было бы реализовать принципы обучения, такие как индивидуализация обучения, учет интересов и потребностей учащихся, создание атмосферы взаимодействия и поддержки, чтобы достичь большей эффективности и включенности всех учеников в учебный процесс.