Вторая половина XVII в. стала периодом усиления Франции. Этому способствовало ослабление ее соседей. Испания и Священная Римская империя переживали кризис после Тридцатилетней войны. В Англии после реставрации Стюартов правили родственники французского короля Людовика XIV, зависимые от него. С 1672 г. Людовик XIV вел войны за расширение своих владений. Две первые войны с Испанией были успешны, хотя присоединить полностью испанские Нидерланды, как планировал Людовик, не удалось. В 1681 г., воспользовавшись нападением на Вену турок, которых он поддерживал и натравлял на христианские страны, Людовик XIV1 захватил Страсбург. Но на этом его успехи закончились.
К концу XVII в. экономика Франции оказалась подорвана непрерывными войнами. Тем временем все более усиливалась Британия. В ходе трех англо-голландских войн, в которых Англию поддержала Франция, англичане сумели потеснить и голландцев — своих главных конкурентов на морях и в дальних колониях. Колониальные владения Британии быстро росли. После «Славной революции» 1688—1689 гг. обстановка в Европе резко изменилась. Англо-французские противоречия стали главным источником напряженности на континенте.
Просвещение — это идейное движение, выступавшее за торжество разума, просвещения, науки. На рубеже XVII — XVIII вв. Европа вступила в эпоху Просвещения.
Одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения являлся выдающийся французский писатель Мари Франсуа Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», в которых обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но все же считал необходимым наличие социального неравенства, утверждал идею «просвещенной монархии». Ирония Вольтера обличала Церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жизни общества.
Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескьё является учение о происхождении и развитии государства. Монтескьё не верил в божественное происхождение государства. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца,! Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру, доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их. Важнейшее условие существования справедливого государства Монтескьё видел в разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что; движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заговора богатых». Наряду с имущественным неравенством образовалось политическое неравенство. Руссо — сторонник народного суверенитета. Идеалом для него была небольшая республика, в которой граждан могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество таких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни богатых, ни нищих. Руссо npизнавал право народа на восстание.
Распространение идей Просвещения способствовал утверждению в европейском обществе новых ценностей высвобождению сознания людей от влияния религии пониманию важнейшей роли науки в развитии человечества.
К концу XVII в. экономика Франции оказалась подорвана непрерывными войнами. Тем временем все более усиливалась Британия. В ходе трех англо-голландских войн, в которых Англию поддержала Франция, англичане сумели потеснить и голландцев — своих главных конкурентов на морях и в дальних колониях. Колониальные владения Британии быстро росли. После «Славной революции» 1688—1689 гг. обстановка в Европе резко изменилась. Англо-французские противоречия стали главным источником напряженности на континенте.
Одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения являлся выдающийся французский писатель Мари Франсуа Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», в которых обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но все же считал необходимым наличие социального неравенства, утверждал идею «просвещенной монархии». Ирония Вольтера обличала Церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жизни общества.
Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескьё является учение о происхождении и развитии государства. Монтескьё не верил в божественное происхождение государства. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца,! Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру, доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их. Важнейшее условие существования справедливого государства Монтескьё видел в разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что; движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заговора богатых». Наряду с имущественным неравенством образовалось политическое неравенство. Руссо — сторонник народного суверенитета. Идеалом для него была небольшая республика, в которой граждан могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество таких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни богатых, ни нищих. Руссо npизнавал право народа на восстание.
Распространение идей Просвещения способствовал утверждению в европейском обществе новых ценностей высвобождению сознания людей от влияния религии пониманию важнейшей роли науки в развитии человечества.