Ярослав Мудрый был образованным правителем, много читал, считал образованность народа делом «благим», которое укрепляет государство.
Просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому Ярослав налаживал связи со всеми странами, тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы.
Из южнославянских стран стали прибывать священники - греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте - христианская Церковь стала просветительницей Руси.
Ярослав основал большую публичную библиотеку. К его времени относится древнейшая русская рукопись Евангелия (так наз. Остромирово Евангелие). Он выдавал специальные пособия священникам для проповеди народу, создал школу для боярских детей а так же школы «для людей всякого состояния» Чтобы обеспечить потребность русских церквей в книгах, Ярослав создал в Киеве при Софийском соборе скрипторий-мастерскую для переписывания книг.
В Софийском соборе действовала своеобразная библиотека могла насчитывать до 1000 томов редких книг. В Софийской библиотеке работали древнерусские книжники - священники-богословы, летописцы, древнейшие русские писатели и ученые.
Возникали школы и при других церквях и монастырях.
Ярослав Мудрый издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Иллариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Илларион стал первым русским митрополитом.
Именем Ярослава Мудрого назван город Ярославль.
«Лаконичная речь» — немногословная, краткая и четкая речь. Это умение кратко излагать мысли, отделять важное от второстепенного. Корень слова произошел от названия исторической области в Древней Греции – Лаконии. Еще Сократ отмечал, что спартанцы отличались простотой суждений, что удивляло греков других полисов. В Древней Греции особенно было развито ораторское искусство. Риторика считалась «царицей наук». Греки понимали возможности красивой речи и степень ее воздействия на все сферы жизни. Однако в Спарте все было иначе. Вместе с другими традициями жизни спартанского общества, лаконичность спартанцев вошла в легенды. Такая особенность спартанцев упоминается в произведениях многих античных авторов. Например, Сократ упоминал, что Филипп II, вступив на земли Лаконии, оставил послание: «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!». Ответ на это послание был лаконичным: «Если».
Просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому Ярослав налаживал связи со всеми странами, тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы.
Из южнославянских стран стали прибывать священники - греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте - христианская Церковь стала просветительницей Руси.
Ярослав основал большую публичную библиотеку. К его времени относится древнейшая русская рукопись Евангелия (так наз. Остромирово Евангелие). Он выдавал специальные пособия священникам для проповеди народу, создал школу для боярских детей а так же школы «для людей всякого состояния» Чтобы обеспечить потребность русских церквей в книгах, Ярослав создал в Киеве при Софийском соборе скрипторий-мастерскую для переписывания книг.
В Софийском соборе действовала своеобразная библиотека могла насчитывать до 1000 томов редких книг. В Софийской библиотеке работали древнерусские книжники - священники-богословы, летописцы, древнейшие русские писатели и ученые.
Возникали школы и при других церквях и монастырях.
Ярослав Мудрый издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Иллариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Илларион стал первым русским митрополитом.
Именем Ярослава Мудрого назван город Ярославль.