Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960—70-х годов изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны:
• изменение климата Земли;
• загрязнение воздушного бассейна;
• разрушение озонового слоя;
• истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
Изменения окружающей среды в 1970—90-е годы и прогноз на 2030 г. отражены в табл. 20.1. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на встрече глав государств и правительств стран-членов ООН (сентябрь 2000 г.) представил доклад «Мы, народы: роль Организации Объединенных наций в XXI веке» [7]. В докладе рассмотрены приоритетные стратегические области, которые встают перед человечеством в новом тысячелетии, и подчеркивается, что «задача обеспечить для последующих поколений экологически устойчивое будущее станет одной из самых сложных».
Изменения окружающей среды и ожидаемые тенденции до 2030 г.
Сокращение площади естественных экосистем Сокращение со скоростью 0,5—1,0% в год на суше; к началу 1990-х гг. их сохранилось около 40% Сохранение тенденции, приближение к почти полной ликвидации на суше
Потребление первичной биологической продукции Рост потребления: 40% на суше, 25% — глобальный (оценка 1985 г.) Рост потребления: 80—85% на суше, 50—60% — глобальный
Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере Рост концентрации парниковых газов от десятых процента до первых процентов ежегодно Рост концентрации, ускорение роста концентрации С02 и СН4 за счет ускорения разрушения биоты
Истощение озонового слоя, рост озоновой дыры над Антарктидой Истощение на 1 —2% в год озонового слоя, рост площади озоновых дыр даже при прекращении выбросов ХФУ к 2000 г.
Сокращение площади лесов, особенно тропических Сокращение со скоростью от 117 (1980 г.) до 180 + 20 тыс. км2 (1989 г.) в год; лесовосстановление относится к сведению лесов как 1 : 10 Сохранение тенденции, сокращение площади лесов в тропиках с 18 (1990 г.) до 9—11 млн. км2, сокращение площади лесов умеренного пояса
Опустынивание Расширение площади пустынь (60 тыс. км2 в год), рост техногенного опустынивания, токсичных пустынь , возможен рост темпов за счет уменьшения влагооборота на суше и накопления поллютантов в почвах
Деградация земель Рост эрозии (24 млрд. т ежегодно), снижение плодородия, накопление загрязнителей, закисление, засоление, рост эрозии и загрязнения, сокращение сельскохозяйственных земель на душу населения
Повышение уровня океана Подъем уровня океана на 1 —2 мм в год Сохранение тенденции, возможно ускорение подъема уровня до 7 мм в год
Стихийные бедствия, техногенные аварии Рост числа на 5—7%, рост ущерба на 5—10%, рост числа жертв на 6—12% в год Сохранение и усиление тенденций
Исчезновение биологических видов Быстрое исчезновение биологических видов Усиление тенденции по мере разрушения биосферы
Качественное истощение вод суши Рост объема сточных вод, точечных и площадных источников загрязнения, числа поллютантов и их концентрации
Накопление поллютантов в средах и организмах, миграция в трофических цепочках Рост массы и числа поллютантов, накопленных в средах и организмах, рост радиоактивности среды, «химические бомбы»
Ухудшение качества жизни, рост заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды (в том числе генетических), появление новых болезней Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность, высокий уровень заболеваемости, необеспеченность чистой питьевой водой в развивающихся странах; рост генетических заболеваний, высокий уровень аварийности, рост потребления лекарств, рост аллергических заболеваний в развитых странах; пандемия СПИД в мире, понижение иммунного статуса Сохранение тенденций, рост нехватки продовольствия, рост заболеваний, связанных с экологическими нарушениями (в том числе генетических), расширение территории инфекционных заболеваний, появление новых болезней.
От самого рождения, начиная с первых дней жизни, человек начинает свое становление как личности. С молоком матери он познает первые звуки, слова, анализирует окружение, в котором развивается. Это становится основополагающим аспектом на пути познания себя в будущем.
Самопознание довольно сложный процесс, окончательный результат которого возложен на нахождение своего предназначения в этом мире, основной цели существования. Чтобы познать себя, нужно проводить аналитическую работу с собой, периодически выявлять свои недостатки и преимущества. Это раскрывать сильные и слабые стороны своего “я” и расти как личность.
Главное в этом задании – не играть никаких ролей, как мы это привыкли делать каждый день в разных ситуациях.
Надо помнить, что невозможно быть кем-то, если ты им не являешься на самом деле, нужно оставаться справедливым хотя бы наедине с собой. Стоит честно ответить на вопрос “Кто я?”, “Чего хочу от жизни?” и, исходя из ответов, двигаться дальше на пути Самопознания.
Если разобрать практические моменты Познания себя, то перед человеком открывается множество горизонтов. Не нужно избегать новых направлений деятельности, а наоборот, как можно больше испытывать себя в разных направлениях.
Возможно, сегодня Вы занимаетесь спортом и возлагаете на это все силы, а завтра кто-то заметит, что у вас прекрасный голос и нужно развивать себя в вокале. Но для этого надо самому заниматься развитием, никто вместо вас этого не сделает. Стоит прислушаться к своему сердцу, оно не подведет. Поиск своего предназначения происходит в долгой и кропотливой работе, непрестанном личном движении в глубине своих возможностей.
Такой путь является истинно правильным и приводит к росту уверенности в своих действиях и в своем будущем. Лишь в бездействии порождается остановка саморазвития и медленная деградация личности.
Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960—70-х годов изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны:
• изменение климата Земли;
• загрязнение воздушного бассейна;
• разрушение озонового слоя;
• истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
• загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
• оскудение биологического разнообразия и др.
Изменения окружающей среды в 1970—90-е годы и прогноз на 2030 г. отражены в табл. 20.1. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на встрече глав государств и правительств стран-членов ООН (сентябрь 2000 г.) представил доклад «Мы, народы: роль Организации Объединенных наций в XXI веке» [7]. В докладе рассмотрены приоритетные стратегические области, которые встают перед человечеством в новом тысячелетии, и подчеркивается, что «задача обеспечить для последующих поколений экологически устойчивое будущее станет одной из самых сложных».
Изменения окружающей среды и ожидаемые тенденции до 2030 г.
Сокращение площади естественных экосистем Сокращение со скоростью 0,5—1,0% в год на суше; к началу 1990-х гг. их сохранилось около 40% Сохранение тенденции, приближение к почти полной ликвидации на суше
Потребление первичной биологической продукции Рост потребления: 40% на суше, 25% — глобальный (оценка 1985 г.) Рост потребления: 80—85% на суше, 50—60% — глобальный
Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере Рост концентрации парниковых газов от десятых процента до первых процентов ежегодно Рост концентрации, ускорение роста концентрации С02 и СН4 за счет ускорения разрушения биоты
Истощение озонового слоя, рост озоновой дыры над Антарктидой Истощение на 1 —2% в год озонового слоя, рост площади озоновых дыр даже при прекращении выбросов ХФУ к 2000 г.
Сокращение площади лесов, особенно тропических Сокращение со скоростью от 117 (1980 г.) до 180 + 20 тыс. км2 (1989 г.) в год; лесовосстановление относится к сведению лесов как 1 : 10 Сохранение тенденции, сокращение площади лесов в тропиках с 18 (1990 г.) до 9—11 млн. км2, сокращение площади лесов умеренного пояса
Опустынивание Расширение площади пустынь (60 тыс. км2 в год), рост техногенного опустынивания, токсичных пустынь , возможен рост темпов за счет уменьшения влагооборота на суше и накопления поллютантов в почвах
Деградация земель Рост эрозии (24 млрд. т ежегодно), снижение плодородия, накопление загрязнителей, закисление, засоление, рост эрозии и загрязнения, сокращение сельскохозяйственных земель на душу населения
Повышение уровня океана Подъем уровня океана на 1 —2 мм в год Сохранение тенденции, возможно ускорение подъема уровня до 7 мм в год
Стихийные бедствия, техногенные аварии Рост числа на 5—7%, рост ущерба на 5—10%, рост числа жертв на 6—12% в год Сохранение и усиление тенденций
Исчезновение биологических видов Быстрое исчезновение биологических видов Усиление тенденции по мере разрушения биосферы
Качественное истощение вод суши Рост объема сточных вод, точечных и площадных источников загрязнения, числа поллютантов и их концентрации
Накопление поллютантов в средах и организмах, миграция в трофических цепочках Рост массы и числа поллютантов, накопленных в средах и организмах, рост радиоактивности среды, «химические бомбы»
Ухудшение качества жизни, рост заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды (в том числе генетических), появление новых болезней Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность, высокий уровень заболеваемости, необеспеченность чистой питьевой водой в развивающихся странах; рост генетических заболеваний, высокий уровень аварийности, рост потребления лекарств, рост аллергических заболеваний в развитых странах; пандемия СПИД в мире, понижение иммунного статуса Сохранение тенденций, рост нехватки продовольствия, рост заболеваний, связанных с экологическими нарушениями (в том числе генетических), расширение территории инфекционных заболеваний, появление новых болезней.
От самого рождения, начиная с первых дней жизни, человек начинает свое становление как личности. С молоком матери он познает первые звуки, слова, анализирует окружение, в котором развивается. Это становится основополагающим аспектом на пути познания себя в будущем.
Самопознание довольно сложный процесс, окончательный результат которого возложен на нахождение своего предназначения в этом мире, основной цели существования. Чтобы познать себя, нужно проводить аналитическую работу с собой, периодически выявлять свои недостатки и преимущества. Это раскрывать сильные и слабые стороны своего “я” и расти как личность.
Главное в этом задании – не играть никаких ролей, как мы это привыкли делать каждый день в разных ситуациях.
Надо помнить, что невозможно быть кем-то, если ты им не являешься на самом деле, нужно оставаться справедливым хотя бы наедине с собой. Стоит честно ответить на вопрос “Кто я?”, “Чего хочу от жизни?” и, исходя из ответов, двигаться дальше на пути Самопознания.
Если разобрать практические моменты Познания себя, то перед человеком открывается множество горизонтов. Не нужно избегать новых направлений деятельности, а наоборот, как можно больше испытывать себя в разных направлениях.
Возможно, сегодня Вы занимаетесь спортом и возлагаете на это все силы, а завтра кто-то заметит, что у вас прекрасный голос и нужно развивать себя в вокале. Но для этого надо самому заниматься развитием, никто вместо вас этого не сделает. Стоит прислушаться к своему сердцу, оно не подведет. Поиск своего предназначения происходит в долгой и кропотливой работе, непрестанном личном движении в глубине своих возможностей.
Такой путь является истинно правильным и приводит к росту уверенности в своих действиях и в своем будущем. Лишь в бездействии порождается остановка саморазвития и медленная деградация личности.
Объяснение: