Тема одиночества, тоски и жажды свободы пронизывает всё творчество Лермонтова. : "На Севере дальнем... ", Утёс", "Листок","Мцыри", "ПАРУС" и много других . "Одинокий Парус --это одинокий, грустный поэт. "В тумане моря"--в своей стране, которая, как мачеха, относится к его судьбе, бросая в разные стороны. Лермонтов, как и парус, не может найти пристанища, он в вечном гонении властью, царём, который ССЫЛАЕТ ЕГО его на Кавказ на гибель в войне с горцами. Словами "а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! " Лермонтов заканчивает своё стихотворение, как бы делится с нами своими внутренними чувствами и переживаниями. В стихотворении образ поэта слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе. Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
1. Герои, ищущие ответ на философский вопрос, ожидают праздника - они едут на сельскую ярмарку. Их встречает веселье и пестрота.
"Хмельно, горластно, празднично,
Пестро, красно кругом!"
Но уже в самом начале праздника они отмечают, что первым делом мужик спешит выпить. Этим крестьянин отрешается от ежедневных забот и тягот, получая возможность веселиться и радоваться жизни. Теперь звучат шутки, прибаутки, здоровый хохот. Спиртное притупляет и без того нехитрые жизненные принципы мужика. Он всей душой отдается празднику, пусть и тратя последнее, и попадая в курьезные ситуации. Автора восхищает широта русской души, умение отбросить тяготы и наслаждаться счастливым моментом. Радует его сострадание и душевная отзывчивость - как составляющие золотого сердца простого народа.
"Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!"
2. Фольклорный колорит поэмы, прежде всего, создают загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, знакомые Некрасову по деревенской жизни и обработанные им:
"Замок — собачка верная:
Не лает, не кусается
А не пускает в дом!"
"Всю жизнь свою ты кланялся,
А ласков не бывал!"
Некрасов постоянно использовал речевые обороты, стилистику народной речи — уменьшительно-ласкательные суффиксы, устойчивые эпитеты, сравнения, метафоры.
«Купи гостинчик, дедушка.
Купи!» — Головкой шелковой
Лицо щекочет, ластится,
Целует старика.
Постой, ползунья босая!
Постой, юла!"
3. Пафосное изображение дороги, возвращающихся с ярмарки людей показывает насколько проникся Некрасов состраданием к доле народа. В главе "Пьяная ночь" пафос обличает, что село заканчивается ни кабаком, ни амбаром, а этапным заведением. Возвращающийся домой к своим повседневным заботам и трудам люд стонет:
"Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!"
Покуда не рассеялся хмельной угар, народ предается плотским утехам, меряется силой, хвастается и мечтает. Тут, в дороге, народ волен делать что хочет, но по возвращении домой снова придет черед впрягаться в тяжкий труд, который не стал легче или плодовитей после отмены крепостного права.
"Одинокий Парус --это одинокий, грустный поэт. "В тумане моря"--в своей стране, которая, как мачеха, относится к его судьбе, бросая в разные стороны. Лермонтов, как и парус, не может найти пристанища, он в вечном гонении властью, царём, который ССЫЛАЕТ ЕГО его на Кавказ на гибель в войне с горцами.
Словами "а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! " Лермонтов заканчивает своё стихотворение, как бы делится с нами своими внутренними чувствами и переживаниями.
В стихотворении образ поэта слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.
Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
"Сельская ярмонка» (Кому на Руси жить хорошо)
1. Герои, ищущие ответ на философский вопрос, ожидают праздника - они едут на сельскую ярмарку. Их встречает веселье и пестрота.
"Хмельно, горластно, празднично,
Пестро, красно кругом!"
Но уже в самом начале праздника они отмечают, что первым делом мужик спешит выпить. Этим крестьянин отрешается от ежедневных забот и тягот, получая возможность веселиться и радоваться жизни. Теперь звучат шутки, прибаутки, здоровый хохот. Спиртное притупляет и без того нехитрые жизненные принципы мужика. Он всей душой отдается празднику, пусть и тратя последнее, и попадая в курьезные ситуации. Автора восхищает широта русской души, умение отбросить тяготы и наслаждаться счастливым моментом. Радует его сострадание и душевная отзывчивость - как составляющие золотого сердца простого народа.
"Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!"
2. Фольклорный колорит поэмы, прежде всего, создают загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, знакомые Некрасову по деревенской жизни и обработанные им:
"Замок — собачка верная:
Не лает, не кусается
А не пускает в дом!"
"Всю жизнь свою ты кланялся,
А ласков не бывал!"
Некрасов постоянно использовал речевые обороты, стилистику народной речи — уменьшительно-ласкательные суффиксы, устойчивые эпитеты, сравнения, метафоры.
«Купи гостинчик, дедушка.
Купи!» — Головкой шелковой
Лицо щекочет, ластится,
Целует старика.
Постой, ползунья босая!
Постой, юла!"
3. Пафосное изображение дороги, возвращающихся с ярмарки людей показывает насколько проникся Некрасов состраданием к доле народа. В главе "Пьяная ночь" пафос обличает, что село заканчивается ни кабаком, ни амбаром, а этапным заведением. Возвращающийся домой к своим повседневным заботам и трудам люд стонет:
"Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!"
Покуда не рассеялся хмельной угар, народ предается плотским утехам, меряется силой, хвастается и мечтает. Тут, в дороге, народ волен делать что хочет, но по возвращении домой снова придет черед впрягаться в тяжкий труд, который не стал легче или плодовитей после отмены крепостного права.