Под первенством одной из двух или более вещей, связанных разумом, я понимаю преимущество одной из них быть первым определяющим основанием связи со всеми остальными. в более узком, практическом смысле это означает преимущество интереса одной, поскольку подчиняется интерес разум как давать) принципы определяет интерес всех душевных сил, а также и свой собственный интерес. интерес его спекулятивного применения состоит в познании объекта вплоть до высших априорных принципов; интерес практического применения - в определении воли в отношении конечной и полной цели.
если практический разум может допускать и мыслить как данное только то, что ему мог предложить спекулятивный разум сам по себе из своего усмотрения, то первенство остается за спекулятивным разумом. но если допустить, что практический разум сам по себе имеет первоначальные априорные принципы, с которыми неразрывно связаны те или иные теоретические положения, и что эти положения тем не менее недоступны какому бы то ни было возможному усмотрению спекулятивного разума, то вопрос состоит в том, какой интерес выше: должен ли спекулятивный принять эти предложения и попытаться соединить с своими понятиями как чуждое, привнесенное ему достояние, или же он вправе преследовать только свой собственный, частный
ясно, что хотя его в теоретическом отношении недостаточна для того, чтобы установить те или иные положения, которые, впрочем, ему не противоречат, он должен эти положения, коль скоро они неразрывно связаны с практическим интересом чистого разума, и попытаться сопоставить и соединить их со всем тем, что во власти его как спекулятивного
следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума с чистым практическим в одно познание чистый практический разум обладает первенством, если предположить, что это соединение не случайное и произвольное, а основанное a priori и на самом разуме, стало быть нельзя требовать от чистого практического разума, чтобы он подчинился спекулятивному, как всякий интерес в конце концов есть практический”.
1. что такое практический разум и чем он отличается от “чистого” (спекулятивного) разума?
2. в каком смысле практический разум выше спекулятивного?
3. откуда берет практический разум свои априорные принципы?
4. почему, по мнению канта, основные постулаты практического разума - свобода, бессмертие, бытие бога - невыводимы из разума? есть ли в этом утверждении свое рациональное зерно?
5. обогащают ли содержательно знание постулаты практического разума? как соотносятся понятие “знание” и “норма”?
ответ:
это по какому предмету?