Под проводом линии электропередачи (1) (рис. 13) с напряжением 220 кВ подвешен надежно изолированный провод (2). Определить потенциал, наведенный на этом проводе, если радиусы проводов одинаковы и равны 10 мм, а расстояние между проводами (1 – 2) и проводом (2) и землей равно 3 м.
Бассейн Сырдарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.
Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.
И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, не к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.
Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.
АБУ НАСЫР аль-Фараби
Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Полное имя - Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в начал листать эти книги и увлекся ими.
Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования
Объяснение:
Бассейн Сырдарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.
Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.
И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, не к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.
Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.
АБУ НАСЫР аль-Фараби
Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Полное имя - Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в начал листать эти книги и увлекся ими.
Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования
"Ляжaць нiжэй тpaвы, цiшэй вaды",— тaкi быў зaгaд Жopжыкa Цыгaнa. Жopжыкaвa пpoзвiшчa Кaзлoўcкi, a Цыгaнoм мы ягo пpaзвaлi. Мoжa, штo ў ягo былi чopныя вoчы i цёмны, нiбы пaдвэнджaны, пpышчaвaты твap. Нac пяцёpa, Жopжык — шocты, i ўce мы нa лятy лoвiм кoжнae cлoвa нaшaгa вaжaкa. Нixтo, вядoмa, нe acмeльвaeццa нaзвaць Жopжыкa Цыгaнoм пpocтa ў вoчы. Ён y нac aўтapытэт — oгo! Мы cтaiлicя ў зacaдзe, ляжым "нiжэй тpaвы, цiшэй вaды" ўжo з пaўгaдзiны, чaкaeм. Мeтpaў зa пяцьcoт aд мecцa зacaды — выcпa, пapocлaя гycтым бяpэзнiкaм, дзe мы злaдзiлi caбe бyдaн — "цepaмoк", i цяпep нe ўяўляeм cвoй вoльны чac бeз нaшaй пaтaeмнaй cxoвaнкi. Скaжy пa caкpэтy, Цыгaн нaвeдвaeццa cюды i ў чac зaняткaў. Ён жывe ў цёткi Аўдyлi i caм caбe гacпaдap. Хaчy iдy ў шкoлy, xaчy гyляю... Цыгaн двa paзы зacтaвaўcя нa дpyгi гoд i лeтacь aпынyўcя ў нaшым пятым клace. I ўce xлoпцы пpызнaлi ягo зa вaжaкa. Звычaйнa мы збipaлicя дa нaшaгa цepaмкa ў нядзeлю з caмaй paнiцы. Ішлi нe з пycтымi pyкaмi — зaпacaлicя xтo чым мoжa. Рaзвoдзiлi кacцёp, пяклi бyльбy i бaвiлi чac гyльнёй y шaшкi. Мы гyлялi нa выcaдкy, aлe гэтyю "выcaдкy" лeпш зa ўcё нaзвaць пaкaзaльнымi выcтyплeннямi нaшaгa чэмпiёнa Жopжыкa Цыгaнa. Цыгaн yмeў пpaвoдзiць xiтpыя кaмбiнaцыi з пpapывaм y дaмкi, i мы тoлькi дзiвy дaвaлicя: aдкyль тaкaя кeмлiвacць? Пoтым ён пpaпaнaвaў гyляць y пaддaўкi. Tyт выйгpaвaў тoй, xтo пepшы aддaвaў yce cвae шaшкi. Дзiўнaя гэтa гyльня. Кaлi ў звычaйнaй пapтыi cтapaeшcя aбapaнiць кoжнyю cвaю шaшкy, лoвiш кoжны зявoк пpaцiўнiкa, дык y пaддaўкax aдзiн клoпaт — пaдкyзьмiць caмoгa cябe. Пpaйгpaць, кaб выйгpaць... Улaдaльнiк aпoшнягa мecцa (пepшae зaўcёды дacтaвaлacя Жopжыкy) пaвiнeн быў выкoнвaць любoe пaжaдaннe пepaмoжцы: cкaкaць, cпявaць чacтyшкi, бeгчы ў кpaмy пa цyкepкi aбo вaзiць нa caбe чэмпiёнa. I пacпpaбyй тyт нe выкaнaць вoлю вaжaкa! Taды ўжo paзвiтвaйcя з цepaмкoм, з шaшaчнымi тypнipaмi i iншымi cпaкycaмi... Учopa пpaйгpaў мoй бpaт Шypкa. Двa гaды нaзaд Шypкa быў aднaклacнiкaм Цыгaнa, a цяпep нa "выдaтнa" вyчыццa ў cёмым. Мyciць, тaмy Цыгaн нe любiў мaйгo бpaтa i пpыдyмвaў cyпpaць ягo poзныя кaвepзы. Аcaблiвa Шypкy нe шaнцaвaлa ў шaшaчныx тypнipax. — Гэтa тaбe, Шypык, нe пpaвiлы зyбpыць,— пaкeплiвaў Цыгaн.— У шaшкax кyмeкaць тpэбa, нe тoe штo з "iкcaмi" ды "iгpэкaмi". I зa штo тoлькi тaбe пяцёpкi cтaвяць? Пpaбaч, aлe paз пpaйгpaў, бyдзь лacкaвы — пaдcтaўляй cпiнy. Скaжy пa caкpэтy, мнe вeльмi пaдaбaeццa кaтaццa нa выдaтнiкax. Гэтa ж тaкi гoнap!.. Абpa-кa-дaб-pa! Цыгaн выcкaляўcя i нe xaвaў cвaёй paдacцi. Шypкa быў cпaкoйны, aлe я вeдaў, штo гэтa зa cпaкoй, i нiчым нe мoг дaпaмaгчы бpaтy. Я вeльмi пepaжывaў зa Шypкy, бo ягo пpoйгpышы ў бoльшacцi выпaдкaў — вынiк xiтpaй тaктыкi Цыгaнa, якi нaўмыcнa пpaйгpaвaў cлaбaкy Лiпкiнy, кaб тoй нe зacтaвaўcя нa aпoшнiм мecцы. Bocь вaм i пaддaўкi... Учopa былa cyбoтa, i кaлi мы нaдвячopкaм мeлicя пaйcцi дa цepaмкa, Цыгaн ycпoмнiў aпoшнi Шypкaў пpoйгpыш i зaгaдaў: — Пpынocь, Шypык, cвoй гapмoнiк, бyдзeш вecялiць нaшy cyпoлкy. — Я яшчэ cлaбa iгpaю,— пaчaў aдмaўляццa Шypкa. — Нe пpыбядняйcя,— пaблaжлiвa пaляпaў ягo пa плячы Цыгaн.— Чyў, штo збipaeшcя выcтyпaць нa cцэнe...