В обществе действуют определенные установки, ценностные категории, включающие в себя идеалы и нормы поведения, внешнего облика и т. п. Общественное положение на Руси определяли происхождение, профессия, участие в политической жизни, а также личные качества — ум, храбрость, красноречие. Родовитость являлась безусловной ценностью. Так, Владимир Мономах, открывая свое «Поучение», по христианской традиции самоуничижительно представляет себя читателю, но при этом считает необходимым с гордостью сообщить свое происхождение: дед Ярослав — «благословенный» и «славный», а мать принадлежит к императорском)" роду. Непременным показателем знатности считалось богатство. Церковная идеология отдавала предпочтение бедности, но обществом обеспеченное существование не осуждалось, а вот «сребролюбие», алчность вызывали неприязнь.
Происхождение от Рюрика было для князя само собой разумеющимся, но важным условием был и личный авторитет. В отличие от современных представлений о руководителе, от древнерусского князя ждали личного участия во всем: в битве, охоте, в управлении хозяйством. Чрезвычайно важным для понимания особенности древнерусского общественного сознания является тот факт, что первыми русскими святыми стали именно князья.
Для низов общества были характерны бедность и зависимое положение. Однако на попавшего в зависимость человека не смотрели с презрением, как на существо низшего порядка. Даже состояние рабства рассматривалось как участь, которая может постичь любого, и при определенных обстоятельствах человек мог выйти из тяжелой зависимости. Стремление беспричинно обижать раба осуждалось, хотя, как свидетельствует «Русская Правда», отношения холопов и господина были далеко не безоблачны.
В русских былинах прослеживается очень уважительное отношение к земледельцу, в «Поучении» Владимира Мономаха труд отмечался как одна из основных добродетелей, а в церковно-монаше-ской среде был одним из способов самодисциплины, «послушания».
Помимо общественно-политической сферы деятельности человека важнейшей составляющей его жизни являлась частная жизнь. Дружеские узы на Руси воспринимались как нечто священное, сродни братским отношениям. Средоточием жизни человека Древней Руси была семья. Глава семейства, муж, был государем в собственном доме. Нормы поведения давали мужчине большую свободу. В то же время следует отметить, что в домонгольском периоде Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Вдовы становились полноправными хозяйками в доме и пользовались большим уважением в обществе. Женщину нельзя было безнаказанно оскорбить — предполагался штраф.
Место человека в обществе, его моральный уровень во многом зависели от соблюдения общепринятых правил поведения. Нравоучительностью была пронизана вся древнерусская литература, были очень популярны на Руси жанр «поучений» и «изборники». В Изборнике 1076 г. содержатся предписания культурного поведения (например, за столом есть полагалось без разговоров и умеренно, непозволительно было сквернословить).
По древнерусским представлениям много смеющийся и болтающий человек не считался умным. Предупреждал автор и о том, как надо себя вести со знатным человеком: «Не старайся быть равным с сильным и не всем словам его верь, ибо речами он проверяет тебя; и если со смехом пытает тебя, берегись, будь внимателен, ибо ходишь рядом с паденьем своим».
Происхождение от Рюрика было для князя само собой разумеющимся, но важным условием был и личный авторитет. В отличие от современных представлений о руководителе, от древнерусского князя ждали личного участия во всем: в битве, охоте, в управлении хозяйством. Чрезвычайно важным для понимания особенности древнерусского общественного сознания является тот факт, что первыми русскими святыми стали именно князья.
Для низов общества были характерны бедность и зависимое положение. Однако на попавшего в зависимость человека не смотрели с презрением, как на существо низшего порядка. Даже состояние рабства рассматривалось как участь, которая может постичь любого, и при определенных обстоятельствах человек мог выйти из тяжелой зависимости. Стремление беспричинно обижать раба осуждалось, хотя, как свидетельствует «Русская Правда», отношения холопов и господина были далеко не безоблачны.
В русских былинах прослеживается очень уважительное отношение к земледельцу, в «Поучении» Владимира Мономаха труд отмечался как одна из основных добродетелей, а в церковно-монаше-ской среде был одним из способов самодисциплины, «послушания».
Помимо общественно-политической сферы деятельности человека важнейшей составляющей его жизни являлась частная жизнь. Дружеские узы на Руси воспринимались как нечто священное, сродни братским отношениям. Средоточием жизни человека Древней Руси была семья. Глава семейства, муж, был государем в собственном доме. Нормы поведения давали мужчине большую свободу. В то же время следует отметить, что в домонгольском периоде Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Вдовы становились полноправными хозяйками в доме и пользовались большим уважением в обществе. Женщину нельзя было безнаказанно оскорбить — предполагался штраф.
Место человека в обществе, его моральный уровень во многом зависели от соблюдения общепринятых правил поведения. Нравоучительностью была пронизана вся древнерусская литература, были очень популярны на Руси жанр «поучений» и «изборники». В Изборнике 1076 г. содержатся предписания культурного поведения (например, за столом есть полагалось без разговоров и умеренно, непозволительно было сквернословить).
По древнерусским представлениям много смеющийся и болтающий человек не считался умным. Предупреждал автор и о том, как надо себя вести со знатным человеком: «Не старайся быть равным с сильным и не всем словам его верь, ибо речами он проверяет тебя; и если со смехом пытает тебя, берегись, будь внимателен, ибо ходишь рядом с паденьем своим».