Четкое разграничение героев на положительных и отрицательных — один из главных эстетических принципов классицизма. Романтики открыли необычайную сложность и противоречивость человеческой души, сосредоточили свое внимание на изображении индивидуального мира человека. В противоположность классицистам они ценили и создавали культ индивидуального в человеке. Как правило, романтический герой противопоставлен прозе жизни, бездуховности, «толпе». Это человек беспокойный, чаще всего одинокий и трагический. Самое наглядное выражение его черты нашли в произведениях Гофмана, Гюго, Байрона и Лермонтова. Если герой — один из главных действующих лиц произведения, то им может быть и злодей, но, называя его героем, мы не считаем, что он обладает качествами положительного, возвышенного, благородного человека, который связывается для нас с самим словом «герой».