Подумайте над особенностями поэзии А. Ахматовой. Как вы понимаете эти выводы критиков, литературоведов? Согласны ли вы с ними? Какие примеры в подтверждение
Очень важную роль в поэзии Ахматовой играют психологические детали, то есть внешний вид, элементы одежды, интерьера, жесты, взгляды героев, которые точно и глубоко обрисовывают их внутреннее состояние. Так, например, в стихотворении «Сероглазый король» одна деталь - цвет глаз маленькой дочки героини — рассказывает драматичную историю любви. А «хлыстик и перчатка», забытые на столе в стихотворении «Дверь полуоткрыта...» выглядят одиноко, покинуто — точно так же, как чувствует себя героиня стихотворения, переживающая расставание с любимым. Поэтесса часто чередует в стихотворениях высокую и сниженную лексику, тем самым сближая две сферы, например, сферу высоких чувств и бытовых отношений или сферу религиозности и повседневного быта. Это делает стихотворения выразительнее:
На рукомойнике моем позеленела медь,
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой,
И утешенье мне.
(«Молюсь оконному луну...»)
Для лирики Ахматовой характерна интимность. Её стихотворения кажутся продолжением внутренней речи героини, ее переживаний:
Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет...
Но кто «сказал» и почему произошёл этот разговор, читатель так и не узнает, ведь важны не обстоятельства, а суть переживания.
Примером того, что действие стихотворения происходит в прошлом, но поэт обращается к настоящему или даже будущему является стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью...*. В нём героиня вспоминает страшный момент расставания с героем: «Как забуду?» Но воспоминание это так ярко, что, кажется, это происходит в настоящем. Ощущение усиливается прямой речью героев, их диалогом, вплетенным в канву стихотворения.
Для лирики Ахматовой характерна атмосфера тайны, недосказанности. Отчасти это связано с тем, что, как было показано выше, стихотворения представляют собой отрывки внутреннего переживания. В них не важны подробные обстоятельства возникновения того или иного чувства, а само чувство, переживание.
Характер, тональность лирики Ахматовой значительно меняются после революции. Как писала другая знаменитая русская поэтесса Марина Цветаева: «...ни одного крупного русского поэта современности, у которого после революции не дрогнул и не вырос голос, - нет». Ахматова вместе с приходом революции потеряла мужа Николая Гумилева (его расстреляли в 1921 г.), надолго была разлучена с сыном (Льва Гумилева арестовали и осудили). Её личная судьба слилась с судьбой миллионов людей, у которых точно тоже арестовывали и убивали родных.
Тема России и русского народа становится центральной темой лирики Ахматовой. Начиная с 1941 г. она пишет множество проникновенных стихотворений о войне, выражая в них такую боль за русских солдат и за родной Ленинград, словно она сама пережила страшные дни блокады. В стихотворении «Мужество*, которое даже было напечатано в газете «Правда», она призывает народ к подвигу во имя духовной свободы, во имя сохранения русской культуры. Зрелая лирика Ахматовой — это настоящий памятник человеческому духу.
На рукомойнике моем позеленела медь,
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой,
И утешенье мне.
(«Молюсь оконному луну...»)
Для лирики Ахматовой характерна интимность. Её стихотворения кажутся продолжением внутренней речи героини, ее переживаний:
Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет...
Но кто «сказал» и почему произошёл этот разговор, читатель так и не узнает, ведь важны не обстоятельства, а суть переживания.
Примером того, что действие стихотворения происходит в прошлом, но поэт обращается к настоящему или даже будущему является стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью...*. В нём героиня вспоминает страшный момент расставания с героем: «Как забуду?» Но воспоминание это так ярко, что, кажется, это происходит в настоящем. Ощущение усиливается прямой речью героев, их диалогом, вплетенным в канву стихотворения.
Для лирики Ахматовой характерна атмосфера тайны, недосказанности. Отчасти это связано с тем, что, как было показано выше, стихотворения представляют собой отрывки внутреннего переживания. В них не важны подробные обстоятельства возникновения того или иного чувства, а само чувство, переживание.
Характер, тональность лирики Ахматовой значительно меняются после революции. Как писала другая знаменитая русская поэтесса Марина Цветаева: «...ни одного крупного русского поэта современности, у которого после революции не дрогнул и не вырос голос, - нет». Ахматова вместе с приходом революции потеряла мужа Николая Гумилева (его расстреляли в 1921 г.), надолго была разлучена с сыном (Льва Гумилева арестовали и осудили). Её личная судьба слилась с судьбой миллионов людей, у которых точно тоже арестовывали и убивали родных.
Тема России и русского народа становится центральной темой лирики Ахматовой. Начиная с 1941 г. она пишет множество проникновенных стихотворений о войне, выражая в них такую боль за русских солдат и за родной Ленинград, словно она сама пережила страшные дни блокады. В стихотворении «Мужество*, которое даже было напечатано в газете «Правда», она призывает народ к подвигу во имя духовной свободы, во имя сохранения русской культуры. Зрелая лирика Ахматовой — это настоящий памятник человеческому духу.