Основой культурной памяти человека являются песни, сказки, предания, узнанные им в родном доме, услышанная музыка, увиденные картины, прочитанные книги.
В повести «Прощание с Матёрой» герои ищут истину. И ближе всего люди подходят к познанию «высшей» правды, когда они поют песню. В эти минуты люди сливаются друг с другом душой, сливаются со своим культурным прошлом настолько, что забывают все страдания и переживания. И приходит к каждому осознание, что он не только то, что носит в себе, но и то, что вокруг, то, что «материнская рать» отдала ему сполна. Люди начинают понимать: истина в том, что сила человека коренится в силе народа. Истина в том, что новое на пустом месте не построишь, поэтому сегодняшнее преобразование мира может опираться только на веками выработанное отношение к земле и духовным ценностям.
Ф.И. Тютчев — стихотворение «Умом Россию не понять». В этом стихотворении поэт говорит об извечной загадке России и русской души. Страна наша иррациональна, она не поддается традиционному взгляду, ее нельзя измерить «общим аршином». В Россию нужнотолько «верить». И эта вера жива в душе каждого русского человека.
Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души». В этой поэме автор исследует парадоксальность русской жизни. Н.В. Гоголь прекрасно видел бесправие крестьян, их неразвитость, ди-кость, невежество. Таковы в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не различавшая левую и правую сторону, плюшкинскиеПрошка и Мавра. Но и в этой социальной подавленности писатель видел живую душу «бойкого народа». Он с восхищением и любовью говорит о способностях народа, смелости и удали, трудолюбии и выносливости. Крепостной богатырь, плотник Пробка, «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников —«что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А ЕреМейСкороплехин«одного оброку приносил по пятьсот рублей». Вот беглый крепостной Плюшина, АбакумФыров. Не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он «гуляет шумно и весело по хлебной пристани, подрядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще доселе загадка, — писал он, — этот необъятный разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».
В повести «Прощание с Матёрой» герои ищут истину. И ближе всего люди подходят к познанию «высшей» правды, когда они поют песню. В эти минуты люди сливаются друг с другом душой, сливаются со своим культурным прошлом настолько, что забывают все страдания и переживания. И приходит к каждому осознание, что он не только то, что носит в себе, но и то, что вокруг, то, что «материнская рать» отдала ему сполна. Люди начинают понимать: истина в том, что сила человека коренится в силе народа. Истина в том, что новое на пустом месте не построишь, поэтому сегодняшнее преобразование мира может опираться только на веками выработанное отношение к земле и духовным ценностям.
Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души». В этой поэме автор исследует парадоксальность русской жизни. Н.В. Гоголь прекрасно видел бесправие крестьян, их неразвитость, ди-кость, невежество. Таковы в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не различавшая левую и правую сторону, плюшкинскиеПрошка и Мавра. Но и в этой социальной подавленности писатель видел живую душу «бойкого народа». Он с восхищением и любовью говорит о способностях народа, смелости и удали, трудолюбии и выносливости. Крепостной богатырь, плотник Пробка, «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников —«что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А ЕреМейСкороплехин«одного оброку приносил по пятьсот рублей». Вот беглый крепостной Плюшина, АбакумФыров. Не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он «гуляет шумно и весело по хлебной пристани, подрядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще доселе загадка, — писал он, — этот необъятный разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».