Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей в тетрадь.
2. Какие принципы развития - контраст, повтор, вариационность - использует композитор в каждой части Концерта? В каком соотношении находятся в концерте солирующая скрипка и оркестр?
3. Если представить себе героя этой непрограммной музыки, то какими чертами наделил его композитор?
4. Какие черты музыки Концерта Хачатуряна созвучны вашим мыслям и чувствам, восприятию современных слушателей?
Однако перед тем, как приступить к выполнению задания, давайте разберемся, какие принципы развития композитор использует в каждой части Концерта.
1. Контраст. Этот принцип подразумевает наличие ярко выраженных противоположностей в музыке. Обратите внимание на то, какие элементы музыки скрипки и оркестра используются в противоположных характерах или настроениях. Может быть, одна часть будет быстрая и энергичная, а другая - медленная и задумчивая. Запишите свои впечатления от контрастных моментов, чтобы они были более наглядными.
2. Повтор. Этот принцип подразумевает использование повторяющихся мотивов или тем в музыке. Обратите внимание на то, есть ли какие-либо музыкальные элементы, которые повторяются в разных частях Концерта. Запишите, в каких местах это происходит и какие чувства или ассоциации вызывает у вас эта повторяемая музыка.
3. Вариационность. Этот принцип подразумевает изменение и варьирование музыкальных тем или элементов в течение произведения. Обратите внимание на то, какие элементы Концерта обновляются или меняются в течение каждой из частей. Запишите, какие вариации вам показались наиболее интересными или необычными.
Теперь, касательно соотношения солирующей скрипки и оркестра в Концерте. Обратите внимание на то, когда скрипка выступает в качестве солиста, а когда она взаимодействует с оркестром. Проанализируйте, каким образом композитор балансирует между этими двумя группами звуков и находит соответствующее сочетание между солирующей скрипкой и оркестром в каждой части.
Теперь давайте перейдем к третьему вопросу, который касается героя этой непрограммной музыки. Ответьте на вопрос, какими чертами наделил его композитор. Сосредоточьтесь на том, какие эмоции или образы переплетаются в музыке Концерта. Запишите, какие черты вы сможете присвоить герою этой музыки на основе ее звучания и настроения.
Наконец, перейдем к последнему вопросу, связанному с тем, какие черты музыки Концерта Хачатуряна созвучны вашим мыслям и чувствам, восприятию современных слушателей. При ответе на этот вопрос, обратите внимание на то, какие эмоции или настроение вызывает у вас музыка Концерта и как она сочетается с вашим собственным внутренним миром. Запишите, какие черты музыки вызывают у вас сильную реакцию или наиболее яркое восприятие.
Ваша задача - записать свои впечатления от каждой из частей Концерта, обосновать или пояснить ваш ответ и предоставить пошаговое решение, чтобы ваш ответ был понятен не только вам, но и другим школьникам. Удачи в выполнении задания!