В комплексе заданий, которые призван решать учитель технологии (технического труда), важное место занимает формирование у школьников культуры труда.
В этой проблеме можно выделить две тесно взаимосвязанных стороны-объективную и субъективную.
Под первой я понимаю создание, поддержание в порядке и последовательное улучшение учебно-производственной базы мастерских, а под второй-обеспечение трудовой и технологической дисциплины, благоприятного психологического микроклимата во взаимоотношениях учителя и учащихся между собой.
Если оборудование мастерской находится в плохом состоянии, не хватает инструментов и материалов, не на высоте дидактическое обеспечение, не стоит ожидать сколько-нибудь существенных результатов в обучении. Приходится признать, что из-за недостатка средств, ослабления внимания к трудовой подготовке учащихся состояние школьных мастерских в последнее годы ухудшается (читать). Но тем больше ответственности это накладывает на учителя, который не вправе упускать любую возможность противостоять этой отрицательной тенденции. А сделать при заинтересованном отношении можно немало. Хотя, это весьма спорно и проблематично…
Уже на первом занятии школьники знакомятся с правилами поведения в мастерских, порядком содержания индивидуальных и коллективных рабочих мест, проведения дежурств. За выполнением этих требований ведется постоянный контроль. Замечу, что они сравнительно быстро входят у детей в привычку.
Другое дело — приучение школьников к строгому соблюдению правил безопасного труда при выполнении практических работ. Учащиеся записывают в рабочие тетради приемы использования каждого нового для них инструмента, выполнения станочных операций по обработке древесины и металла. Учитель демонстрирует их в замедленном темпе, сопровождая необходимыми пояснениями. Безопасности труда отводится важное место во вводных и особенно в текущих инструктажах.
Правильность выполнения технологических приемов является также важным критерием при выставлении оценок.
Другой весьма существенный компонент культуры труда-взаимоотношения учителя и учащихся, а, также детей между собой. Требовательность педагога к школьникам обязательно должна сочетаться с уважением и доверием к ним. Надо научиться выслушивать и объективно оценивать доводы учеников, признавать при необходимости собственную неправоту. Было бы серьезной ошибкой путать принципиальность с бескомпромиссностью.
Если учитель вынужден поддерживать дисциплину на занятиях частыми замечаниями и окриками, стоит задуматься над организацией работы. Ведь планируя уроки, необходимо устно определять не только последовательность своих действий, но и то, чем на каждом его этапе будут заняты учащиеся.
Но нельзя забывать и о том, что на занятиях по техническому труду основное место отводится практической работе, в процессе которой учащиеся получают простор для проявления самостоятельности, творческой инициативы. Одобрение и поддержка учителя повышает их интерес к работе, создает положительный эмоциональный настрой. Дополнительные возможности для этого открывает внедрение проектного метода (читать).
По мере продолжения практики, ученики станут наблюдать больше явлений. Поднимая ногу, они воспримут её лёгкость. Перемещая ногу вперёд, они заметят её движение из одной точки в другую. Опуская ногу, практикующие ощутят её тяжесть, которая увеличивается по мере приближения к земле. Поставив ногу на землю, они ощутят касание пяткой поверхности. Таким образом, наблюдая за поднятием, перемещением вперёд, опусканием и прижатием ноги, ученики понимают лёгкость подымающейся ноги, движение ноги, тяжесть опускающейся ноги, а также твёрдость или мягкость касания ступней земли. При восприятии этих процессов практикующий воспринимает четыре стихии (dhātu). Это стихия земли, стихия воды, стихия огня, стихия воздуха. Благодаря концентрации на четырёх стадиях шага в процессе медитации при ходьбе, можно познать подлинную природу четырёх стихий. Возникает понимание их не как обычных понятий, а как действующих процессов, абсолютных реальностей (paramattha dhamma).
В комплексе заданий, которые призван решать учитель технологии (технического труда), важное место занимает формирование у школьников культуры труда.
В этой проблеме можно выделить две тесно взаимосвязанных стороны-объективную и субъективную.
Под первой я понимаю создание, поддержание в порядке и последовательное улучшение учебно-производственной базы мастерских, а под второй-обеспечение трудовой и технологической дисциплины, благоприятного психологического микроклимата во взаимоотношениях учителя и учащихся между собой.
Если оборудование мастерской находится в плохом состоянии, не хватает инструментов и материалов, не на высоте дидактическое обеспечение, не стоит ожидать сколько-нибудь существенных результатов в обучении. Приходится признать, что из-за недостатка средств, ослабления внимания к трудовой подготовке учащихся состояние школьных мастерских в последнее годы ухудшается (читать). Но тем больше ответственности это накладывает на учителя, который не вправе упускать любую возможность противостоять этой отрицательной тенденции. А сделать при заинтересованном отношении можно немало. Хотя, это весьма спорно и проблематично…
Уже на первом занятии школьники знакомятся с правилами поведения в мастерских, порядком содержания индивидуальных и коллективных рабочих мест, проведения дежурств. За выполнением этих требований ведется постоянный контроль. Замечу, что они сравнительно быстро входят у детей в привычку.
Другое дело — приучение школьников к строгому соблюдению правил безопасного труда при выполнении практических работ. Учащиеся записывают в рабочие тетради приемы использования каждого нового для них инструмента, выполнения станочных операций по обработке древесины и металла. Учитель демонстрирует их в замедленном темпе, сопровождая необходимыми пояснениями. Безопасности труда отводится важное место во вводных и особенно в текущих инструктажах.
Правильность выполнения технологических приемов является также важным критерием при выставлении оценок.
Другой весьма существенный компонент культуры труда-взаимоотношения учителя и учащихся, а, также детей между собой. Требовательность педагога к школьникам обязательно должна сочетаться с уважением и доверием к ним. Надо научиться выслушивать и объективно оценивать доводы учеников, признавать при необходимости собственную неправоту. Было бы серьезной ошибкой путать принципиальность с бескомпромиссностью.
Если учитель вынужден поддерживать дисциплину на занятиях частыми замечаниями и окриками, стоит задуматься над организацией работы. Ведь планируя уроки, необходимо устно определять не только последовательность своих действий, но и то, чем на каждом его этапе будут заняты учащиеся.
Но нельзя забывать и о том, что на занятиях по техническому труду основное место отводится практической работе, в процессе которой учащиеся получают простор для проявления самостоятельности, творческой инициативы. Одобрение и поддержка учителя повышает их интерес к работе, создает положительный эмоциональный настрой. Дополнительные возможности для этого открывает внедрение проектного метода (читать).
По мере продолжения практики, ученики станут наблюдать больше явлений. Поднимая ногу, они воспримут её лёгкость. Перемещая ногу вперёд, они заметят её движение из одной точки в другую. Опуская ногу, практикующие ощутят её тяжесть, которая увеличивается по мере приближения к земле. Поставив ногу на землю, они ощутят касание пяткой поверхности. Таким образом, наблюдая за поднятием, перемещением вперёд, опусканием и прижатием ноги, ученики понимают лёгкость подымающейся ноги, движение ноги, тяжесть опускающейся ноги, а также твёрдость или мягкость касания ступней земли. При восприятии этих процессов практикующий воспринимает четыре стихии (dhātu). Это стихия земли, стихия воды, стихия огня, стихия воздуха. Благодаря концентрации на четырёх стадиях шага в процессе медитации при ходьбе, можно познать подлинную природу четырёх стихий. Возникает понимание их не как обычных понятий, а как действующих процессов, абсолютных реальностей (paramattha dhamma).