Генрих IV пришел к власти после долгой и трудной борьбы, когда государство было буквально растерзано гражданской войной. Бывший гугенот, ставший католиком, не принимавший близко к сердцу вопросы религии, Генрих умел находить компромиссы, чтобы восстановить мир в стране. Фигура Генриха IV в значительной мере идеализирована в зарубежной и отечественной литературе. Тон, пожалуй, задавал Таллеман де Рео: «Не упомнить государя более милостивого, который бы больше любил свой народ; впрочем, он неустанно заботился и о благе государства». Хотя знаменитый французский острослов замечал и негативные стороны в характере бывшего наварца, все же в народе о Генрихе IV сохранилась добрая молва. В «мирное» правление Генриха IV произошло укрепление государственной власти, централизация страны и возрождение Франции. Заслуга в этом принадлежит не только Генриху, но и его первому министру и министру финансов Сюлли (он был протестантом). В области экономики правительство:
а) ослабило налоговый гнет – общая сумма налога талья снизилась с 16 до 14 миллионов ливров;
б) были уничтожены все недоимки и списаны долги;
в) запрещалось за долги продавать скот и сельскохозяйственный инвентарь. Все эти мероприятия проводилась в интересах государства в первую очередь, и в интересах дворянства. Ибо нищий крестьянин не смог бы прокормить дворянство богатое «только доблестью». Кроме того, во Франции именно крестьяне были основными налогоплательщиками. Генрих IV впервые начал проводить систематическую меркантилистскую политику. Он поощрял развитие сельского хозяйства, основывал и субсидировал привилегированные мануфактуры, установил более или менее равноправную систему таможенных отношений с Голландией и Англией, организовал широкое дорожное строительство, даже поощрял промышленный шпионаж.
В своей административной политике Генрих IV опирался на Малый государственный совет, состоящий из 3-6 человек, и ни разу не собирал Генеральные штаты. В политической жизни Франции в правление Генриха IV усилились две черты, типичные для французского абсолютизма: централизация и бюрократизм. С одной стороны, чиновники госаппарата по закону 1604 года добились наследственных прав на государственные должности, с другой же, Генрих IV стал чаще, чем его предшественники, посылать на места специальных чиновников-интендантов для управления провинциями. Главной сферой их полномочий были финансы, но фактически под их контроль была поставлена вся провинциальная жизнь. Правление Генриха называют «мирным». И действительно серьезные потрясения начались после его смерти. Он же умел «где лестью, где подкупом снижать гнев своих подданных».
Кардинал Ришелье - уже в первые годы Ришелье обозначил три главных направления своей деятельности:
1) борьба со всеми внутренними противниками централизации, в первую очередь, со старым сепаратистки настроенным дворянством и кальвинистами-гугенотами;
2) подавление крестьянских восстаний, т.е. сохранение социального мира в стране;
3) достижение гегемонии французского государства в Западной Европе.
«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства», – писал Ришелье. Если можно сомневаться в буквальном смысле первого, то могущество абсолютистской власти он стремился утвердить всеми доступными способами.
Царствование Людовика XIV — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.
У апавяданні В. Карамазава «Дзяльба кабанчыка» расказваецца пра звычайны для вясковага жыцця эпізод — дзеці прыехалі ў вёску да маці «на свежыну» . Але пісьменнік звяртае нашу ўвагу на паводзіны дзяцей, іх адносіны да маці.
Маці вырасціла, выпеставала трох дзяцей: Веру, Ніну і Сцяпана. Мы даведаліся, што ўсе яны добра ўладкаваліся, жывуць у горадзе, не адчуваюць сябе беднымі, а дапамагае маці толькі адзін Сцяпан. Вера і Ніна нават не адчуваюць сваёй віны за тое, што даўно не былі на магіле бацькі, забыліся туды дарогу. Не заўважаюць, што іх маці стала зусім старэнькай, а даглядае такую вялікую гаспадарку. I даглядае не для сябе, а для таго, каб дзеці, прыехаўшы, маглі чаго ўзяць. Пісьменнік не апісвае знешнасці сясцёр, а ўсю ўвагу надае адзенню малодшай сястры Ніны — белы плашчык, чырвоны берэцік, лакавыя чаравічкі. Яна прыехала не дамоў, а ў госці. Ці можна ў белым плашчыку і лакавых чаравічках дапамагчы маці па гаспадарцы? Канешне, не. Ды яна і не збіралася дапамагаць. Яе не ўразілі словы маці аб тым, што цяжка стала «цягнуць» гаспадарку — рукі ломіць і не хапае сіл. Але найбольш яскравы эпізод, які характарызуе ўсіх дзяцей — сцэна дзяльбы кабанчыка. «Смешна было глядзець, як маці бярэ з агульнай кучы кавалак, варочае яго з боку на бок, перакладае з рукі ў руку, гадаючы, каму пакласці, а сёстры і Коля ўважліва сочаць за матчынымі рукамі, маўчаць, ані слова — не да размоў...» Сясцёр і зяця турбуе толькі адно, каб толькі іх не абдзялілі. Адзін толькі Сцяпан заўважае, што маці недзе парэзала палец і ён, заматаны ў белую анучку, «падобны на белую каціную лапку» . Аднаму Сцяпану няёмка, што маці ўсё мяса аддае ім, а сабе нічога не пакінула. Менш за ўсё маці думае пра сябе, а дарослыя дзеці нават не заўважаюць гэтага ў прагным жаданні атрымаць найлепшы кавалак.
а) ослабило налоговый гнет – общая сумма налога талья снизилась с 16 до 14 миллионов ливров;
б) были уничтожены все недоимки и списаны долги;
в) запрещалось за долги продавать скот и сельскохозяйственный инвентарь. Все эти мероприятия проводилась в интересах государства в первую очередь, и в интересах дворянства. Ибо нищий крестьянин не смог бы прокормить дворянство богатое «только доблестью». Кроме того, во Франции именно крестьяне были основными налогоплательщиками. Генрих IV впервые начал проводить систематическую меркантилистскую политику. Он поощрял развитие сельского хозяйства, основывал и субсидировал привилегированные мануфактуры, установил более или менее равноправную систему таможенных отношений с Голландией и Англией, организовал широкое дорожное строительство, даже поощрял промышленный шпионаж.
В своей административной политике Генрих IV опирался на Малый государственный совет, состоящий из 3-6 человек, и ни разу не собирал Генеральные штаты. В политической жизни Франции в правление Генриха IV усилились две черты, типичные для французского абсолютизма: централизация и бюрократизм. С одной стороны, чиновники госаппарата по закону 1604 года добились наследственных прав на государственные должности, с другой же, Генрих IV стал чаще, чем его предшественники, посылать на места специальных чиновников-интендантов для управления провинциями. Главной сферой их полномочий были финансы, но фактически под их контроль была поставлена вся провинциальная жизнь. Правление Генриха называют «мирным». И действительно серьезные потрясения начались после его смерти. Он же умел «где лестью, где подкупом снижать гнев своих подданных».
Кардинал Ришелье - уже в первые годы Ришелье обозначил три главных направления своей деятельности:
1) борьба со всеми внутренними противниками централизации, в первую очередь, со старым сепаратистки настроенным дворянством и кальвинистами-гугенотами;
2) подавление крестьянских восстаний, т.е. сохранение социального мира в стране;
3) достижение гегемонии французского государства в Западной Европе.
«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства», – писал Ришелье. Если можно сомневаться в буквальном смысле первого, то могущество абсолютистской власти он стремился утвердить всеми доступными способами.
Царствование Людовика XIV — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.
У апавяданні В. Карамазава «Дзяльба кабанчыка» расказваецца пра звычайны для вясковага жыцця эпізод — дзеці прыехалі ў вёску да маці «на свежыну» . Але пісьменнік звяртае нашу ўвагу на паводзіны дзяцей, іх адносіны да маці.
Маці вырасціла, выпеставала трох дзяцей: Веру, Ніну і Сцяпана. Мы даведаліся, што ўсе яны добра ўладкаваліся, жывуць у горадзе, не адчуваюць сябе беднымі, а дапамагае маці толькі адзін Сцяпан. Вера і Ніна нават не адчуваюць сваёй віны за тое, што даўно не былі на магіле бацькі, забыліся туды дарогу. Не заўважаюць, што іх маці стала зусім старэнькай, а даглядае такую вялікую гаспадарку. I даглядае не для сябе, а для таго, каб дзеці, прыехаўшы, маглі чаго ўзяць. Пісьменнік не апісвае знешнасці сясцёр, а ўсю ўвагу надае адзенню малодшай сястры Ніны — белы плашчык, чырвоны берэцік, лакавыя чаравічкі. Яна прыехала не дамоў, а ў госці. Ці можна ў белым плашчыку і лакавых чаравічках дапамагчы маці па гаспадарцы? Канешне, не. Ды яна і не збіралася дапамагаць. Яе не ўразілі словы маці аб тым, што цяжка стала «цягнуць» гаспадарку — рукі ломіць і не хапае сіл. Але найбольш яскравы эпізод, які характарызуе ўсіх дзяцей — сцэна дзяльбы кабанчыка. «Смешна было глядзець, як маці бярэ з агульнай кучы кавалак, варочае яго з боку на бок, перакладае з рукі ў руку, гадаючы, каму пакласці, а сёстры і Коля ўважліва сочаць за матчынымі рукамі, маўчаць, ані слова — не да размоў...» Сясцёр і зяця турбуе толькі адно, каб толькі іх не абдзялілі. Адзін толькі Сцяпан заўважае, што маці недзе парэзала палец і ён, заматаны ў белую анучку, «падобны на белую каціную лапку» . Аднаму Сцяпану няёмка, што маці ўсё мяса аддае ім, а сабе нічога не пакінула. Менш за ўсё маці думае пра сябе, а дарослыя дзеці нават не заўважаюць гэтага ў прагным жаданні атрымаць найлепшы кавалак.