ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 Тема: «Исследование тел в Солнечной системе»
Цель: получить практические навыки в расчёте астрономических расстояний, закрепить теоретический материал по теме «Строение Солнечной системы».
Необходимо знать: понятие конфигурации планет, законы небесной механики определения расстояний до небесных тел.
Необходимо уметь: применять теоретические знания к решению практических задач, логично и последовательно формулировать высказывания и ответы.
Оборудование: инструкционные карты, справочные таблицы, мультимедиа, ПК.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд. лет назад. Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце, остальная часть содержится в относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска — плоскости эклиптики. Планеты в свою очередь подразделяются на планеты земной группы и планеты-гиганты.
В Солнечной системе существуют области, заполненные малыми телами: пояс астероидов, схожих по составу с планетами земной группы, поскольку состоит из силикатов и металлов; за орбитой Нептуна располагаются транснептуновые объекты, состоящие из замёрзшей воды, аммиака и метана. В Солнечной системе существуют и другие малые тела, такие как кометы, астероиды, метеоры, метеориты и космическая пыль. Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь
ХОД РАБОТЫ
Задание №1. Запишите определения и переведите значение в км.
а) Астрономическая единица –
б) Парсек –
в) Световой год –
Задание №2. Изобразите, где будут находиться планеты на орбите в определенных конфигурациях (см. рис.1):
1 вариант 2 вариант
а) Меркурий в нижнем соединении;
б) Венера в восточной элонгации;
а) Сатурн в западной квадратуре;
б) Уран в противостоянии
Задание №3. Заполните пропуски в предложениях:
1. Свет от Солнца до планеты Земля идет минут.
2. Самый большой наклон оси вращения у планеты .
3. У планеты нет спутников и, практически, отсутствует атмосфера.
4. - это взаимное расположение планет относительно Солнца и Земли.
5. Видимые угловые размеры Солнца и Луны .
6. Большая часть астероидов нашей Солнечной системы состоят из .
7. Наличие плотной атмосферы характерно для планет
8. - это видимый путь Солнца на небесной сфере.
9. Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется .
10. Планеты ¬¬¬¬¬ относятся к внутренним, а планеты - к внешним.
11. Общая масса всех в 20 раз меньше массы Луны.
12. - самая знаменитая комета с периодом обращения 76 лет.
Задание №4. Заполните предложенную ниже таблицу по следующему плану:
(1 вариант заполняет строки с нечетными номерами, 2 вариант - четные)
Название планеты Расстояние от Солнца Расстояние от Земли Краткое описание планеты (особенности планеты, цвет, наличие атмосферы, спутников и т.д)
а.е. км а.е. км
1 Меркурий
2 Венера
3 Земля
4 Марс
5 Юпитер
6 Сатурн
7 Уран
8 Нептун
Задание №5. Решите следующие практические задачи:
1 вариант
1. Зная, что Сатурн совершает один оборот вокруг Солнца за 29,7 лет, найдите промежуток времени между его противостояниями.
2. Расстояние от Земли до Луны равно 1,3 световые секунды. Если бы существовала дорога до Луны, то за какое время машина, ехавшая со скоростью 80 км/ч бы это расстояние?
3. Наименьшее расстояние Венеры от Земли равно 40 млн. км. В этот момент ее угловой диаметр равен 32,4″. Определите линейный радиус этой планеты.
2 вариант
1. Синодический период обращения одного из астероидов составляет 3 года. Каков звездный период его обращения около Солнца?
2. Сигнал, посланный радиолокатором к Верене, вернулся через 4мин 36с. Определите на каком расстоянии находилась Венера в своем нижнем соединении и ее параллакс в этой точке орбиты.
3. На какое расстояние к Земле подлетел астероид Икар, если его горизонтальный параллакс в это время был 18″?
Сделайте вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы
1. Для чего было необходимо вводить астрономические единицы измерения расстояний (а.е., пк, св.год)?
2. Расположите в порядке возрастания следующие значения расстояний: 2 а.е., 100 а.е., 2 пк, 0,1 пк, 2 св. года, 50 св. дней.
3. От чего зависит период обращения планет вокруг Солнца?
4. Чем характеризуется большая степень сжатости планет-гигантов у полюсов?
5. Что такое параллакс?
var
hour, min,sec,time: integerl;
begin
writeln(‘время запуска ракеты’);
write(‘час’);
readln(hour);
write(‘мин’);
readln(min);
write(‘сек’);
readln(sec);
writeln(‘введите время полета’);
readln(time);
{вычисление времени возвращения ракеты на Землю}
sec:= sec+ time;
min:=min+sec div 60;
sec:=sec mod 60;
hour:=hour+min div 60;
min:=min mod 60;
hour:=hour mod 24;
writeln(‘результаты’);
write(‘время полета=’,time:3,эсек’);
writeln(‘ожидаемое время прибытия=’);
writeln(hour:2,’час’, min:2,’мин’,sec:2,’сек’);
readln;
end.