От слова «римский», что отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также с византийским
От названия варварского племени готов, синоним варварства, выражал презрение ко всем типичным явлениям Средневековья
Период расцвета
X—XII вв.
Вторая половина XII—XV в.
Архитектурные особенности свода, стен и окон
Полукруглая арка, тяжёлый низкий свод, мощные толстые стены, небольшие окна
Стрельчатая арка, более лёгкий, высокий нервюрный свод за счёт перераспределения нагрузки с помощью аркбутанов и контрфорсов, менее толстые стены, большие окна
Украшение храма
Фрески, рельефы, скульптуры
Скульптуры, рельефы, витражи (фресок значительно меньше)
Впечатление верующих
Невысокие мрачные (мало света) соборы и крепости были призваны показывать силу и могущество церкви, устрашать верующих
Лёгкие, устремлённые ввысь конструкции влекли взор смотрящего на храм человека к небу, к Богу. Внутри собор казался воздушным, светлым, настраивал на возвышенное
В XVII в. по-прежнему сохранялось различие между Западной Европой и Россией, которая оставалась средневековой, по типу своей культуры, страной, тогда как в следующем столетии она «догнала» Запад и, благодаря усилиям Петра I и целенаправленной деятельности Екатерины II, сумела приобщиться к культуре просветительского типа. Это время можно обозначить как переходное для русской культуры, когда она, еще далеко не исчерпав возможности утверждения своих отличительных черт, базируясь на наследии общей для восточного славянства древнерусской культуры, неизбежно приобретала доминирующее значение в масштабе всей страны и тем самым ее характер и ее своеобразие воспринимались окружающим миром как культуры общероссийской.
для нарышкинского барокко хаарктерны композиция и симметрия, декоративность и динамичность
Вопросы для сравнения
Романский стиль
Готический стиль
Происхождение названия
От слова «римский», что отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также с византийским
От названия варварского племени готов, синоним варварства, выражал презрение ко всем типичным явлениям Средневековья
Период расцвета
X—XII вв.
Вторая половина XII—XV в.
Архитектурные особенности свода, стен и окон
Полукруглая арка, тяжёлый низкий свод, мощные толстые стены, небольшие окна
Стрельчатая арка, более лёгкий, высокий нервюрный свод за счёт перераспределения нагрузки с помощью аркбутанов и контрфорсов, менее толстые стены, большие окна
Украшение храма
Фрески, рельефы, скульптуры
Скульптуры, рельефы, витражи (фресок значительно меньше)
Впечатление верующих
Невысокие мрачные (мало света) соборы и крепости были призваны показывать силу и могущество церкви, устрашать верующих
Лёгкие, устремлённые ввысь конструкции влекли взор смотрящего на храм человека к небу, к Богу. Внутри собор казался воздушным, светлым, настраивал на возвышенное
для нарышкинского барокко хаарктерны композиция и симметрия, декоративность и динамичность