Конспект урока в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Цель урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся ; -выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи; -развивать логическое мышление и внимание; -воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы. Оборудование: тесты, схема-алгоритм, таблицы о правописании НЕ с разными частями речи..
Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Учитель. Ребята, сегодня у нас урок-практикум. К слову практикум подберите однокоренные слова: практика, практикант, практиковать, практичный. Какое определение даётся в словаре Ожегова слову практикум? ( Работа с толковым словарём)
Работа по теме урока. Тема сегодняшнего урока актуальная и трудная. Почему? Докажите. Во-первых, НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи. Во-вторых, НЕ пишется слитно и раздельно. Объявляется цель урока. Как можно группировать правила написания НЕ с разными частями речи? 1. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями. 2. НЕ с глаголами, деепричастиями. 3. НЕ с причастиями 4. НЕ с местоимениями
Работа с таблицей «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями » (ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами) Задание 1: Спишите, раскрывая скобки, обозначая орфограмму. (Не)везение; проблема (не)простая, а сложная; (не)удачно; (не)внимание, а рассеянность; (не)знакомый автор, (не)здоровье, (не)по-дружески, вовсе (не)интересно.
Работа с таблицей «НЕ с глаголами, деепричастиями» (ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами). Проверка домашнего задания. Памятка «Как обращаться с учебником» Задание 2: Выполните творческую работу, вставляя вместо точек нужные глаголы. 1. Дело лени ….. . 2. Дважды в год лета … . 3. Без труда … и рыбку из пруда. О чём эти пословицы? Объясните их смысл.
Работа с таблицей «НЕ с причастиями» (ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами). Задание3. «Конкурс грамотеев»
(Не)скрываемое отчаяние, (не)меркнувшая слава, (не)выразимая печаль, никому (не)признающийся, ни на чём (не)основанная надежда, (не)утверждённый проект, (не)пропускавшие света окно, (не)скрываемое восхищение, окно (не)занавешено шторой. Работа с таблицей «НЕ, НИ с местоимениями» (ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами). Задание 4. Игра «Нарисуй созвездие» слитно раздельно (Не)который, (не)с кем, (не)сколько, (не)во что, (не)который, (не)у кого. Работа с алгоритмом «НЕ с разными частями речи» Что такое алгоритм? (Работа с толковым словарём) Задание 5. Комментированный словарный диктант. (Не)безынтересно, (не)мог, (не)вооружённый знаниями человек, (не)считая, (не)выполненное задание, (не)взрачно, (не)бьющееся стекло, (не)к кому, (не)вкусный, (не)доверие, (не)был, (не)вежливо, а грубо. Задание 6. Выполнить тест по теме «НЕ с разными частями речи». 1. «Чужой» среди «своих».Найди его. а) (не)здороваясь б) (не)завлекая в) (не)навидя г) (не)чувствуя 2. 2. «Чужой» среди «своих».Найди его. а) (не)надолго б) (не)крепко в) (не)закрыто г) (не)лепо 3. НЕ пишется раздельно. а) (не)изученный материал б) (не)забудка в) ещё (не )продуманный ответ г) (не)опасное существо 4. Где допущена ошибка? а) далеко неполный ответ б) почуять недоброе в) путь недлинен, а короток г) не забывший обо мне 5. Выберите правильный вариант. а) не взгоды б) конверт не заклеен в) непришитый воротничок г) незваный гость
Специалисты по проблемам общения разделяют трудности в общении на две группы. Первая группа — субъективные; они переживаются одним из собеседников, но не всегда очевидны для другого и могут не проявляться в конкретной ситуации общения. Вторая группа — объективные; они проявляются в конкретной ситуации общения, очевидны для обоих собеседников и мешают им достичь поставленных целей, оставляя ощущение неудовлетворенности общением.Примером субъективной проблемы в общении является застенчивость. А к объективным трудностямотносятся трудности, которые связаны с уровнем коммуникативной грамотности одного или обоих собеседников.Трудности в общении могут быть вызваны некоторыми признаками. К ним относится плохая оценка партнера по общению с ним.
плохая оценка партнера по общениюнеадекватная самооценка;использование неадекватных для данной ситуации общения;постановка нереальных целей общения.
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Цель урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся ;
-выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи;
-развивать логическое мышление и внимание;
-воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.
Оборудование: тесты, схема-алгоритм, таблицы о правописании НЕ с разными частями речи..
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Учитель. Ребята, сегодня у нас урок-практикум. К слову практикум подберите однокоренные слова: практика, практикант, практиковать, практичный.
Какое определение даётся в словаре Ожегова слову практикум? ( Работа с толковым словарём)
Работа по теме урока.
Тема сегодняшнего урока актуальная и трудная. Почему? Докажите.
Во-первых, НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи.
Во-вторых, НЕ пишется слитно и раздельно.
Объявляется цель урока.
Как можно группировать правила написания НЕ с разными частями речи?
1. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.
2. НЕ с глаголами, деепричастиями.
3. НЕ с причастиями
4. НЕ с местоимениями
Работа с таблицей «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями »
(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами)
Задание 1: Спишите, раскрывая скобки, обозначая орфограмму.
(Не)везение; проблема (не)простая, а сложная; (не)удачно; (не)внимание, а рассеянность; (не)знакомый автор, (не)здоровье, (не)по-дружески, вовсе (не)интересно.
Работа с таблицей «НЕ с глаголами, деепричастиями»
(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами).
Проверка домашнего задания. Памятка «Как обращаться с учебником»
Задание 2: Выполните творческую работу, вставляя вместо точек нужные глаголы.
1. Дело лени ….. .
2. Дважды в год лета … .
3. Без труда … и рыбку из пруда.
О чём эти пословицы? Объясните их смысл.
Работа с таблицей «НЕ с причастиями»
(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами).
Задание3. «Конкурс грамотеев»
(Не)скрываемое отчаяние, (не)меркнувшая слава, (не)выразимая печаль, никому (не)признающийся, ни на чём (не)основанная надежда, (не)утверждённый проект, (не)пропускавшие света окно, (не)скрываемое восхищение, окно (не)занавешено шторой.
Работа с таблицей «НЕ, НИ с местоимениями»
(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами).
Задание 4. Игра «Нарисуй созвездие»
слитно раздельно
(Не)который, (не)с кем, (не)сколько, (не)во что, (не)который, (не)у кого.
Работа с алгоритмом «НЕ с разными частями речи»
Что такое алгоритм? (Работа с толковым словарём)
Задание 5. Комментированный словарный диктант.
(Не)безынтересно, (не)мог, (не)вооружённый знаниями человек, (не)считая, (не)выполненное задание, (не)взрачно, (не)бьющееся стекло, (не)к кому, (не)вкусный, (не)доверие, (не)был, (не)вежливо, а грубо.
Задание 6. Выполнить тест по теме «НЕ с разными частями речи».
1. «Чужой» среди «своих».Найди его.
а) (не)здороваясь
б) (не)завлекая
в) (не)навидя
г) (не)чувствуя
2. 2. «Чужой» среди «своих».Найди его.
а) (не)надолго
б) (не)крепко
в) (не)закрыто
г) (не)лепо
3. НЕ пишется раздельно.
а) (не)изученный материал
б) (не)забудка
в) ещё (не )продуманный ответ
г) (не)опасное существо
4. Где допущена ошибка?
а) далеко неполный ответ
б) почуять недоброе
в) путь недлинен, а короток
г) не забывший обо мне
5. Выберите правильный вариант.
а) не взгоды
б) конверт не заклеен
в) непришитый воротничок
г) незваный гость
плохая оценка партнера по общениюнеадекватная самооценка;использование неадекватных для данной ситуации общения;постановка нереальных целей общения.