Пытанні і заданні да раздзелаў 5-7 1. Па якой прычыне Данік быў вымушаны другі год сядзець у трэцім
класе?
2. Чаму кіраўнік местачковай сямігодкі так лёгка адмовіўся ад самага
здольнага вучня?
3. За што любілі пані Мар'ю яе вучні?
4. Якія душэўныя якасці настаўніцы праявіліся ў час чытання твораў
Генрыка Сянкевіча «Янка-музыка» і Цёткі «Міхаська»? Чаму мена-
віта іх настаўніца чытала на беларускіх гадзінах?
5. Як складваліся ўзаемаадносіны Даніка са сваёй настаўніцай? Чаму
напачатку пані Мар'я палічыла яго няўважлівым і недысцыплі-
наваным? Назавіце сапраўдную прычыну такіх паводзін хлопчыка
на ўроку.
6. Што можна сказаць пра галоўнага героя, які так эмацыянальна
ўспрыняў гісторыю пра Міхаську і пра лёс другога хлопчыка — Янкі?
Паразважайце, кім мог стаць Данік з такімі незвычайнымі здоль-
насцямі і наколькі гэта было магчыма ў той час. Выкарыстайце
тое, што Янка Брыль сказаў пра свайго героя: «Данік з “Сірочага
хлеба”, вядома, не я, а тып, або заяўка на яго, мілы сябар майго
дзяцінства, якога я зляпіў з многіх знаёмых хлопчыкаў, дадаўшы
трохі і свайго. Свайго найбольш...»
7. Чаму Данік не змог змірыцца з няроўным становішчам вучняў у
класе? Як гэта характарызуе хлопчыка? Як пра гэта гаворыцца
ў творы? Знайдзіце і зачытайце адпаведныя радкі.
8. Чаму паміж вучнямі ўзнік канфлікт і як паводзіла сябе пры гэтым
пані Мар'я?
Годы
Основные события на фронтах
Итоги и значение
1914
Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции
Поражение России в Восточной Пруссии, поражение австро-венгерской армии в Галиции. Установился позиционный фронт
Сентябрь 1914 г. — битва на Марне (Франция)
Германские войска отступили. Угроза Парижу ликвидирована. Война приобрела позиционный характер
Октябрь 1914 г. — Турция закрыла черноморские проливы для стран Антанты
Образование Закавказского фронта (русско-турецкого)
Декабрь 1914 г. — разгром англичанами немецкой эскадры у Фолклендских островов
Океаны очищены от германских рейдеров
Итоги: срыв молниеносной войны (план Шлиффена) Германии против Франции; установление позиционной войны; перспектива ведения войны на два фронта
1915
Апрель 1915 г. — переход Италии на сторону Антанты
Изменение состава противоборствующих блоков
Май 1915 г. — открытие итало-австрийского фронта
Война приобрела позиционный характер
Сентябрь 1915 г. — образование Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария)
Изменение состава противоборствующих блоков
Итоги: война приобретает всё большие масштабы. Переломить ситуацию на Восточном фронте Четверному союзу не удалось. Морская война Германии с Великобританией безуспешна.
1916
Февраль—декабрь 1916 г. — Верденское сражение («Верденская мясорубка»)
Германским войскам не удалось прорваться к Парижу
Май 1916 г. — Ютландское сражение английского и германского флотов
Подтвердило превосходство английского флота, блокада германского флота сохранилась
Лето 1916 г. — Брусилов-ский прорыв на Восточном фронте (в Галиции)
Помог англо-французским войскам устоять под Верденом и на Сомме
Осень 1916 г. — битва на р. Сомме
Германским войскам не удалось прорваться к Парижу
Итоги: Германия и страны Четверного союза утратили стратегическую инициативу в военных действиях, которая перешла к Антанте
1917
Неограниченная война германских подводных лодок против английских кораблей
Потоплено значительное количество британских судов. Апрель 1917 г. — США объявили войну Германии
Апрель 1917 г. — операция в районе Арраса и Реймса («Бойня Нивеля»)
Неудачное наступление французской армии
Лето 1917 г. — наступление России на Восточном фронте
Неудача русской армии, политический кризис в России
Итоги: переломить ситуацию на Западном фронте Антанте не удалось. Ликвидация Восточного фронта, рост недовольства населения воюющих стран
1918
3 марта 1918 г. — заключение сепаратного мира России с Германией (Брестский мир)
Выход России из войны, потеря ею огромных территорий и выплата контрибуции
Весна—лето 1918 г. — последнее германское наступление
Окончательное истощение материальных и людских резервов Германии, перевес склонился на сторону Антанты
Август 1918 г. — контрнаступление войск Антанты на Марне. Сражение под Амьеном
Поражение германской армии
5 октября 1918 г. — обращение правительства Германии к США с просьбой о перемирии
Условиями перемирия должны были стать «14 пунктов» В. Вильсона
18 ноября 1918 г. — подписание капитуляции Германии
Окончание Первой мировой войны
Страны
Стратегические цели стран – участниц военных действий
Территории, которыми стремились овладеть
Россия
Планировала сорвать австро-венгерскую экспансию против Сербии, Герцеговины и Боснии.
Овладеть Босфором и Дарданеллами и закрепить свои позиции на Балканах.
Великобри
тания
Хотела добиться устранения Германии как опасного конкурента и одновременно преследовала цель ослабить своих главных союзников (Францию и Россию
Одной из главных задач в ходе войны английские правящие круги считали сохранение их колониальной империи.
Франция
Франция мечтала добиться полного разгрома Германии. Отстоять свои заморские и африканские владения.
Вернуть Эльзас и Лотарингию.
Германия
План «блиц-крига». Стремилась разгромить Великобританию, лишив ее колоний; разбить Францию и закрепить за собой Эльзас и Лотарингию; нанести поражение Бельгии и Голландии; ослабить Россию, подчинить своему влиянию Турцию и других континентах.
Захватить колонии Великобритании, Бельгии, Голландии. Отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику.
Австро-Венгрия
Укрепить свою позицию на Балканах.