Трудоемкость. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учетом данного фактора размещена почти 1/4 часть машиностроительных предприятий, страны. Высокая трудоемкость, присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза. Рязань).
Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно 1/5 от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Tак тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (Ростов-на-Дону).
Перспективы развития Дальнего Востока основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского . региона, наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность и другие факторы. Ключевыми принципами и направлениями социально-экономической политики Дальнего Востока являются:
- создание условий для комфортного проживания населения: формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных, минимумов, снижение уровня бедности населения; развитие кадрового потенциала;
- создание условий для эффективного развития экономики региона, благоприятного инвестиционного климата в дальневосточных регионах; повышение надежности энергетической системы, структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи,
- развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров; снятие транспортных, энергетических и других инфраструктурных ограничений;
- лоббирование в федеральных органах власти решения общих для Дальнего Востока экономических и социальных вопросов.
- развитие внешнеэкономического сотрудничества, в том числе приграничного;
- решение экологических проблем.
Несмотря на многие положительные результаты развития экономики в последние годы, на социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке продолжают оказывать влияние ряд отрицательных факторов. Дело в специфических особенностях Дальнего Востока: удаленность от федерального центра, рост цен на топливо и транспортных расходы, рост тарифов на электрическую и тепловую энергию. Тенденции роста реальной заработной платы, и денежных доходов на душу населения в регионе и стране в целом совпадают, но темпы на Дальнем Востоке отстают. Транспортные тарифы сделали невозможным, доступ большинства дальневосточников, к научным и культурным ценностям России, курортам и санаториям, лишили возможности встречаться с родственниками, проживающими в западных районах страны.
Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно 1/5 от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Tак тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (Ростов-на-Дону).
- создание условий для комфортного проживания населения: формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных, минимумов, снижение уровня бедности населения; развитие кадрового потенциала;
- создание условий для эффективного развития экономики региона, благоприятного инвестиционного климата в дальневосточных регионах; повышение надежности энергетической системы, структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи,
- развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров; снятие транспортных, энергетических и других инфраструктурных ограничений;
- лоббирование в федеральных органах власти решения общих для Дальнего Востока экономических и социальных вопросов.
- развитие внешнеэкономического сотрудничества, в том числе приграничного;
- решение экологических проблем.
Несмотря на многие положительные результаты развития экономики в последние годы, на социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке продолжают оказывать влияние ряд отрицательных факторов. Дело в специфических особенностях Дальнего Востока: удаленность от федерального центра, рост цен на топливо и транспортных расходы, рост тарифов на электрическую и тепловую энергию. Тенденции роста реальной заработной платы, и денежных доходов на душу населения в регионе и стране в целом совпадают, но темпы на Дальнем Востоке отстают. Транспортные тарифы сделали невозможным, доступ большинства дальневосточников, к научным и культурным ценностям России, курортам и санаториям, лишили возможности встречаться с родственниками, проживающими в западных районах страны.