Конфликт поколений в семье Кирсановых — это конфликт между Аркадием и Николаем Петровичем. Этот конфликт обнаруживается с первых же страниц романа. Кирсанов-старший надеется сблизиться с сыном («тесно и дружески сойтись»), но с горечью осознает, что сын «ушел вперед, и понять мы друг друга не можем». Николай Петрович принимает разъединение с сыном как неизбежность: «Пилюля горька — а проглотить ее нужно». Он вспоминает, как поссорился со своей матерью, и думает, что конфликт «отцов и детей» в порядке вещей, поскольку за молодыми «есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами...».
Непонимание старшего и младшего Кирсановых особенно обнаруживается в отношении к Фенечке и появлению незаконного сына Николая Петровича. Проявляя, как ему кажется, великодушие, Аркадий ощущает свое превосходство и даже ловит себя на мысли, что говорит, поучая отца. Для Николая Петровича бестактность сына значит очень много: «Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».
Затем, когда Аркадий отдаляется от Базарова, он становится ближе к отцу. Помогает в хозяйстве, а в эпилоге сказано, что он «сделался рьяным хозяином и «ферма» уже приносит доход».
Семья Базаровых:
Евгений Базаров также не отличается чуткостью и тактичностью в отношении к родителям, которые любят его безмерно.
Василий Иванович Базаров, как и Николай Петрович, признает, что «сдан в архив», что молодым «лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли».
Базаров не может находиться в родительском доме: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя... здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего». Пробыл у родителей три дня после трех лет отсутствия. Принял решение уехать, не считаясь ни с чувствами родителей, ни с их планами, ни с их затратами (отец заказывал съестное и красное вино, которое, «сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям»).
Скорый отъезд сына для Базаровых горе, а его смерть — трагедия. Роман завершается картиной сельского кладбища, куда старики-родители пришли навестить могилу сына. Не случайно этот эпизод заканчивает роман, который называется «Отцы и дети». Высокое философское звучание финала говорит о примиряющей вечности.
Конфликт поколений в семье Кирсановых — это конфликт между Аркадием и Николаем Петровичем. Этот конфликт обнаруживается с первых же страниц романа. Кирсанов-старший надеется сблизиться с сыном («тесно и дружески сойтись»), но с горечью осознает, что сын «ушел вперед, и понять мы друг друга не можем». Николай Петрович принимает разъединение с сыном как неизбежность: «Пилюля горька — а проглотить ее нужно». Он вспоминает, как поссорился со своей матерью, и думает, что конфликт «отцов и детей» в порядке вещей, поскольку за молодыми «есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами...».
Непонимание старшего и младшего Кирсановых особенно обнаруживается в отношении к Фенечке и появлению незаконного сына Николая Петровича. Проявляя, как ему кажется, великодушие, Аркадий ощущает свое превосходство и даже ловит себя на мысли, что говорит, поучая отца. Для Николая Петровича бестактность сына значит очень много: «Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».
Затем, когда Аркадий отдаляется от Базарова, он становится ближе к отцу. Помогает в хозяйстве, а в эпилоге сказано, что он «сделался рьяным хозяином и «ферма» уже приносит доход».
Семья Базаровых:
Евгений Базаров также не отличается чуткостью и тактичностью в отношении к родителям, которые любят его безмерно.
Василий Иванович Базаров, как и Николай Петрович, признает, что «сдан в архив», что молодым «лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли».
Базаров не может находиться в родительском доме: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя... здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего». Пробыл у родителей три дня после трех лет отсутствия. Принял решение уехать, не считаясь ни с чувствами родителей, ни с их планами, ни с их затратами (отец заказывал съестное и красное вино, которое, «сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям»).
Скорый отъезд сына для Базаровых горе, а его смерть — трагедия. Роман завершается картиной сельского кладбища, куда старики-родители пришли навестить могилу сына. Не случайно этот эпизод заканчивает роман, который называется «Отцы и дети». Высокое философское звучание финала говорит о примиряющей вечности.