Для литературы и искусства 1920-х гг. были характерны поиски новых форм. В этом смысле отечественная культура продолжала традиции дореволюционного периода. В среде литераторов существовали различные объединения: «Кузница», Левый фронт искусств (ЛЕФ), Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «Серапи-оновы братья» и др. Издавались разнообразные литературные журналы.
Тематика произведений предельно сужалась — доминировали сюжеты о революции, Гражданской войне и производстве. Широкую известность получили книги И. Э. Бабеля («Конармия»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), А. А. Фадеева («Разгром»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), М. А. Шолохова («Тихий Дон»), При этом на книжных полках находилось место и фантастике («Аэлита» А. Н. Толстого), и блестящей сатире (рассказы М. М. Зощенко, «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова).
Творческая интеллигенция чувствовала на своём плече руку «пролетарского государства». В 1922 г. было создано цензурное ведомство — Главлит. Театральные постановки контролировал Главрепертком. Из библиотек изымали «контрреволюционную» литературу, которую либо уничтожали, либо отправляли в «спецхран». Многие деятели литературы и искусства оказались в числе неугодных.
В апреле 1932 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Для всех представителей творческой интеллигенции отныне создавались общие союзы (Союз журналистов, Союз художников и др.). Единственным художественным методом провозглашался социалистический реализм. (При всей размытости его критериев один не вызывал сомнений — требовалось восхвалять партию и её вождя.)
В 1934 г. был создан Союз писателей СССР, председателем которого стал А. М. Горький. Своего рода эталоном партийной литературы стала автобиографическая книга А. Н. Островского «Как закалялась сталь» о подвигах на боевом и трудовом фронте. В книгах 1930-х гг. отражались события индустриализации и коллективизации, борьбы за победу коммунистических идей в мировом масштабе. Ряд авторов обратился к историческим сюжетам («Пётр Первый» А. Н. Толстого, «Цусима» А. С. Новикова-Прибоя). Россыпью талантов сверкала детская литература (А. Л. Барто, А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, С. Я. Маршак, С. В. Михалков). Сатира оказалась уже не нужной. Книги, в которых жизнь советского общества рассматривалась без восторгов, до читателя не доходили («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова).
Тематика произведений предельно сужалась — доминировали сюжеты о революции, Гражданской войне и производстве. Широкую известность получили книги И. Э. Бабеля («Конармия»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), А. А. Фадеева («Разгром»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), М. А. Шолохова («Тихий Дон»), При этом на книжных полках находилось место и фантастике («Аэлита» А. Н. Толстого), и блестящей сатире (рассказы М. М. Зощенко, «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова).
Творческая интеллигенция чувствовала на своём плече руку «пролетарского государства». В 1922 г. было создано цензурное ведомство — Главлит. Театральные постановки контролировал Главрепертком. Из библиотек изымали «контрреволюционную» литературу, которую либо уничтожали, либо отправляли в «спецхран». Многие деятели литературы и искусства оказались в числе неугодных.
В апреле 1932 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Для всех представителей творческой интеллигенции отныне создавались общие союзы (Союз журналистов, Союз художников и др.). Единственным художественным методом провозглашался социалистический реализм. (При всей размытости его критериев один не вызывал сомнений — требовалось восхвалять партию и её вождя.)
В 1934 г. был создан Союз писателей СССР, председателем которого стал А. М. Горький. Своего рода эталоном партийной литературы стала автобиографическая книга А. Н. Островского «Как закалялась сталь» о подвигах на боевом и трудовом фронте. В книгах 1930-х гг. отражались события индустриализации и коллективизации, борьбы за победу коммунистических идей в мировом масштабе. Ряд авторов обратился к историческим сюжетам («Пётр Первый» А. Н. Толстого, «Цусима» А. С. Новикова-Прибоя). Россыпью талантов сверкала детская литература (А. Л. Барто, А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, С. Я. Маршак, С. В. Михалков). Сатира оказалась уже не нужной. Книги, в которых жизнь советского общества рассматривалась без восторгов, до читателя не доходили («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова).