В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
* режим повседневной деятельности —
при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий;
* режим повышенной готовности — при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
* режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
Основными мероприятиями, проводимыми в различных режимах функционирования РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
* осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
* планирование и выполнение программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
• совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
• создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
• принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия и выработки предложений по ее нормализации;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
• принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечение устойчивого функционирования объектов;
• приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
• организация защиты населения;
• выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
• определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
• организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
• организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
• осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
* режим повседневной деятельности —
при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий;
* режим повышенной готовности — при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
* режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
Основными мероприятиями, проводимыми в различных режимах функционирования РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
* осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
* планирование и выполнение программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
• совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
• создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
• принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия и выработки предложений по ее нормализации;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
• принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечение устойчивого функционирования объектов;
• приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
• организация защиты населения;
• выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
• определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
• организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
• организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
• осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.