Греки старались не использовать белый цвет в окраске парусов, поскольку он хорошо виден издалека и мог являться ориентиром для морских пиратов. Более же блеклые цвета было трудно разглядеть на фоне моря. Вспомним миф о Тесее, когда его отец Эгей попросил в случае возвращения Тесея живым сменить парус с черного на белый. Так Эгей мог издалека увидеть возвращающийся с Крита корабль и понять, что его сын жив.
На самом деле, то, что греки красили корабли, паруса и снасти именно в синий цвет, скорее всего глупость. Опираясь на то обстоятельство, что синие тона вообще относительно редко встречаются в изобразительном искусстве античности, а главное — на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи позапрошлого века выдвинули предположение: греки вообще не различали синий цвет. В греческом и латинском языках трудно подыскать для этого цвета точное и широко распространенное название, в то время как для белого, красного и черного цветов есть не одно, а несколько обозначений. В греческом, цветовая лексика которого формировалась на протяжении нескольких веков, для определения синего чаще всего используются два слова: “glaukos” и “kyaneos”. Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; у этого слова не греческий корень, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху словом “kyaneos” обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда — синеву неба или моря. Впрочем, из шестидесяти прилагательных, которые используются для описаний природных стихий и пейзажа в “Илиаде” и “Одиссее”, лишь три являются определениями цвета. В классическую эпоху словом “kyaneos” обозначали темный цвет, причем не только темно-синий, но и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько цветовой оттенок, сколько производимое им впечатление.
Любая греческая колония — это в первую очередь форпост Греции в чужих землях. Здесь греки старались обустроить все так же как было у них на родине. На рисунке мы видим типичный греческий город, с мощными стенами, храмом на возвышении, посвященным греческим богам, белостенными домами переселенцев. Толстые стены были необходимы для обеспечения безопасности поселенцев, несмотря на взаимовыгодные торговые отношения с местными племенами, безопасность никогда не бывала лишней. Кстати, на рисунке мы видим стоящих на берегу моря представителей туземных племен, судя по одежде и вооружению, скифов. Два конных скифа вероятно привезли в город на продажу свой товар, погруженный на вьючную лошадь.
Это уже развитая колония с удобной гаванью и многочисленными кораблями в ней. На переднем плане рисунка мы видим торговый корабль, за ним — боевую галеру, а возле самого города в порту пришвартованы небольшие рыболовецкие суда. На торговых кораблях купцы обычно привозили в город-колонию вино, оливковое масло, оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора. Из города купцы увозили пшеницу, рабов, шкуры животных, мёд.
На самом деле, то, что греки красили корабли, паруса и снасти именно в синий цвет, скорее всего глупость. Опираясь на то обстоятельство, что синие тона вообще относительно редко встречаются в изобразительном искусстве античности, а главное — на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи позапрошлого века выдвинули предположение: греки вообще не различали синий цвет. В греческом и латинском языках трудно подыскать для этого цвета точное и широко распространенное название, в то время как для белого, красного и черного цветов есть не одно, а несколько обозначений. В греческом, цветовая лексика которого формировалась на протяжении нескольких веков, для определения синего чаще всего используются два слова: “glaukos” и “kyaneos”. Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; у этого слова не греческий корень, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху словом “kyaneos” обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда — синеву неба или моря. Впрочем, из шестидесяти прилагательных, которые используются для описаний природных стихий и пейзажа в “Илиаде” и “Одиссее”, лишь три являются определениями цвета. В классическую эпоху словом “kyaneos” обозначали темный цвет, причем не только темно-синий, но и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько цветовой оттенок, сколько производимое им впечатление.
Это уже развитая колония с удобной гаванью и многочисленными кораблями в ней. На переднем плане рисунка мы видим торговый корабль, за ним — боевую галеру, а возле самого города в порту пришвартованы небольшие рыболовецкие суда. На торговых кораблях купцы обычно привозили в город-колонию вино, оливковое масло, оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора. Из города купцы увозили пшеницу, рабов, шкуры животных, мёд.