Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. И все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, осно-воположником которой явился Абай Кунанбаев.Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан - воспи-тывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проница-тельный).
Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. Семи-палатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юно-го Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу — все эти замечатель-ные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К не-му обращались за за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.
Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократи-ческие убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.
Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социаль-ным и нравственным угнетением.
Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.
Затем на него обрушился еще один удар судьбы — смерть другого сына, талантливого поэта — Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.
Отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нрав-ственным идеалом.
Поэзия Абая — это громадный шаг казахской литературы к реали-стическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.
В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут слу-жить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь - пред-дверие зимы...», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реа-листической поэзии.
Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных проти-воречий жизни казахского народа.
1. міцний зв’язок з народними піснями, музичний супровід;
2. строкатість форм;
3. прив’язаність до сьогодення, актуальних проблем;
4. переосмислення міфологічного начала;
5. намагання змалювати внутрішній світ людини;
6. спроби використання внутрішнього монологу;
7. ототожнення ліричного героя з автором;
8. повчальність у поєднанні з розважальністю.
Лірика давніх греків розподілялася на три жанри:
елегія, ямб та меліка
В чому полягає повчальний зміст "Добре вмирати тому...":
Заклик до боротьби за свободу свого народу , автор поезії хоче довести, що почесніше бути хоробрим воїном і загинути у славі, за свою Батьківщину, аніж осоромитися самому і заплямувати, зробити удвічі нещаснішою свою сім’ю.
Чому Тіртей звертається до юнаків:
Тіртей звертається до юнаків, адже майбутнє належить молодим. Головна мета Тіртея — позбавити юного воїна страху, нагадати йому про високий обов'язок захисника вітчизни.
Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. И все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, осно-воположником которой явился Абай Кунанбаев.Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан - воспи-тывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проница-тельный).
Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. Семи-палатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юно-го Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу — все эти замечатель-ные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К не-му обращались за за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.
Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократи-ческие убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.
Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социаль-ным и нравственным угнетением.
Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.
Затем на него обрушился еще один удар судьбы — смерть другого сына, талантливого поэта — Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.
Отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нрав-ственным идеалом.
Поэзия Абая — это громадный шаг казахской литературы к реали-стическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.
В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут слу-жить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь - пред-дверие зимы...», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реа-листической поэзии.
Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных проти-воречий жизни казахского народа.
Подробнее - на -
Головні ознаки давньогрецької лірики:
1. міцний зв’язок з народними піснями, музичний супровід;
2. строкатість форм;
3. прив’язаність до сьогодення, актуальних проблем;
4. переосмислення міфологічного начала;
5. намагання змалювати внутрішній світ людини;
6. спроби використання внутрішнього монологу;
7. ототожнення ліричного героя з автором;
8. повчальність у поєднанні з розважальністю.
Лірика давніх греків розподілялася на три жанри:
елегія, ямб та меліка
В чому полягає повчальний зміст "Добре вмирати тому...":
Заклик до боротьби за свободу свого народу , автор поезії хоче довести, що почесніше бути хоробрим воїном і загинути у славі, за свою Батьківщину, аніж осоромитися самому і заплямувати, зробити удвічі нещаснішою свою сім’ю.
Чому Тіртей звертається до юнаків:
Тіртей звертається до юнаків, адже майбутнє належить молодим. Головна мета Тіртея — позбавити юного воїна страху, нагадати йому про високий обов'язок захисника вітчизни.