РЕШИТЕ Теоретик биремнәр.( )
1.Халык авыз иҗатындагы жанрларны санап чыгыгыз, һәркайсына
1-2 мисал китерегез.
2.“ “Алып кешеләр”” әсәренә нигезләнеп, мифка хас үзенчәлекләрне билгеләгез.
II. Әдәби иҗатка караган биремнәр. ( )
1.Әлеге өзек кайсы әсәрдән алынган.(“... Багдад шәһәренә барып, кырык агач кисеп
алып кайтты. “Барыгыз да кешеләр булыгыз”, - диде...”)
А) “Җил иясе, Кәмлүч һәм Кәриз”
Б) “Әбүгалисина”
В) “Кәнҗинәи хикмәт”
2. Бәет ул –
а) көйгә салынган шигъри әсәр;
ә) кешеләр тормышындагы нинди дә булса бер вакыйганы сурәтләп биргән кечкенә
күләмле әсәр;
б) кешенең тышкы кыяфәтен, йөзен, киемен, бизәнү рәвешен сурәтләү;
в) геройларның үзара сөйләшүләре һәм сәхнәдә башкарылу өчен язылган әсәр.
3. Каюм Насыйри әсәре
а) “Серле алан”
ә) “Әбүгалисина”
б) “Чүкеч”
4. Г. Тукай яшәгән төбәкләрнең схемасын табыгыз.
а) Казан-Уральск-Өчиле-Сасна-Кырлай-Кушлавыч-Казан
ә) Кушлавыч-Казан-Өчиле-Уральск-Сасна-Өчиле-Кырлай-Казан
б) Кушлавыч-Сасна-Өчиле-Казан-Өчиле-Кырлай-Уральск-Казан
5. Габдулла Тукай кайсы шигырендә татар халкын читкә китмәскә энди?
а) Кичке азан
ә) Туган тел
б) Эшкә өндәү
в) Китмибез
III. Иҗади эш.( )
“Әбугалисина” повестенда Әбелхарис образына характеристика бирегез.
1. Мяту,ромашку ,душицу,зверобой,овес ,чабрец.
2. Однолетние растения - это такие растения у которых полный жизненный цикл ( всходы, рост, цветение, созревание семян) происходит за один вегетационный период (т.е. в данном случае - с весны и до осени) После созревания семян такие растения погибают. Многолетние очень схожи с двулетними, только цветение и семена у них каждый год (начиная со второго года жизни) Но и многолетние и двулетние растения можно вырастить через расаду - тогда цветение наступает в первый год.
3. Таракан,муха,моль,улитка.
4. Роза.
Витамины – незаменимые вещества, необходимые для роста, развития и жизнедеятельности человека. Их можно назвать еще “поддерживающие жизнь”, так как латинское слово “вита” переводится как “жизнь”. В отличие от других незаменимых факторов питания (ряда аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот) витамины не служат источником энергии или материалом для структурной основы наших клеток. Биологическая роль витаминов заключается главным образом в том, что в организме они выполняют функции коферментов, которые, соединяясь с определенными белковыми молекулами, образуют ферменты, катализирующие (ускоряющие) многие биохимические реакции обмена веществ. В отсутствии витаминов ферменты неактивны и, следовательно, нарушается нормальное течение процессов обмена веществ.
Дефицит витаминов, или витаминная недостаточность, может проявляться в виде гиповитаминозов или авитаминозов.
Предполагают, что дефицит витаминов лежит в основе многих хронических недомоганий и предрасположенности к инфекциям. Очень важно отметить, что дефицит витаминов почти всегда бывает множественным, то есть видимая недостаточность какого-либо одного витамина связана с общей нехваткой витаминов в организме. Гипо- и авитаминозы являются следствием либо недостаточного поступления витаминов в организм (несбалансированное питание), либо нарушением утилизации витаминов в организме (заболевания органов желудочно-кишечного тракта и так далее), либо повышения потребности в них при беременности, стрессе, интенсивном росте, перегрузках и других состояниях.
Роль минеральных веществ в питании человека исключительно велика.
Минеральные вещества входят в состав всех клеток, тканей, костей; они поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме и оказывают большое влияние на обмен веществ.