по мнению автора, поэзия жырау, являясь богатейшим наследием периода средневековья, воспитывает духовно-нравственные ценности человека и общества. акыны и жырау имели огромное значение, они выполняли функцию проводников знаний о мире, передавая их от поколения к поколению. акыны и жырау оказывали заметное влияние на общественную жизнь казахов, воздействуя на слушателей художественным словом. в своих произведениях жырау затрагивали важные и актуальные социальные проблемы, выступали по вопросам морали, играли значимую роль в культуры казахского народа. в статье феномен жырау рассматривается как важнейший источник сохранности памяти казахского народа.
объяснение: в 70-е годы хх века к этому жанру обратился мухтар магауин. современная эпоха, сохранившая жырау как важнейший источник памяти народа, подарила науке ученого, по праву считающегося корифеем казахстанской фольклористики – доктора филологических наук едыге турсунова, который посвятил свою жизнь изучению жырау, баксы, акынов, салов и серэ. в его трудах проведен детальный анализ различных источников устного народного творчества, что позволяет представить науке добротный исследовательский материал.
комплексный анализ собранных в разное время источников и перевод их на другие языки, в частности с казахского на , позволяют увидеть уникальное творчество казахского народа, в котором зафиксирована память о прошлом. талантливые люди из народа, личности с героическим характером, борцы за справедливость – жырау, акыны, салы, серэ – своим творчеством создавали сокровища устной .
особенно значимой среди всех источников нам представляется поэзия жырау. причем значимость эта обусловлена не только в общественном отношении, но и в государственном, поскольку авторы жырау выступали как носители идеи казахской государственности и влияли на идеологию и политику казахского ханства. среди них особенно заметны имена жиембет-жырау бортогашулы, приближенного хана ишима, ахтамберды-жырау сарыулы, батыра, прославившегося в войнах с джунгарами в xvii веке, и соратники аблай-хана – умбетей-жырау тлеулы и бухар-жырау калкаманулы. их духовная значимость зачастую не ограничивалась пределами казахской степи, а становилась достоянием и других народов постордынского культурного пространства. свидетельством этого могут служить жизнь и творчество выходцев из большой и малой ногайских орд – шалкииза-жырау тленши-улы и уроженца города азова айдета доспамбетжырау, знаменитых в казахском обществе конца xv – начала xvi веков поэтов-импровизаторов, определенный период жизни которых связан со столицами крымского ханства и османской империи – бахчисараем и стамбулом, а также с северным кавказом, где побывал шалкииз-жырау, и с доном, где жил доспамбетжырау, хотя большую часть жизни и вечный покой они обрели в казахских степях.
1. Пещера Шульган-Таш , одна из самых известных на Урале. Она находится на территории одноименного заповедника в Бурзянском районе Республики Башкортостан. На протяжении долгих лет пещера именовалась в научной литературе как Капова и только в последние десятилетия вернула свое древнее название. Шульган-Таш образовано из двух слов: Шульган — по названию озера, расположенного у подножия пещеры, означающего «провалилась», «исчезла», и таш, что в переводе означает «камень». Возраст этой уникальной, одной из крупнейших на Урале карстовой пещеры — около миллиона лет.
2. Первое описание пещеры составил географ П. И. Рычков, побывавший здесь в 1760 году и живо изобразивший в своей работе подземные залы, гроты, галереи и натечные образования. В 1959 году в пещере были найдены красочные палеолитические изображения животных, созданные между 12 и 10 тысячелетиями до н. э. До этого открытия считалось, что рисунки такого рода эпохи палеолита — феномен, который можно наблюдать только в определенных регионах на территории Франции и Испании (пещеры Ляско, Шабо, Альтамира и другие). В пещере Шульган-Таш было найдено порядка 200 изображений. Древние люди оставили для современных потомков в основном рисунки мамонтов, бизонов, лошадей и других животных, а также изображения хижин и разных геометрических фигур. Изображения выполнены в весьма реалистичной манере при красной охры. Их расположение и смысл дали исследователям повод предположить, что в древности пещера служила святилищем. После этой находки интерес к природному памятнику многократно возрос.
ответ:
по мнению автора, поэзия жырау, являясь богатейшим наследием периода средневековья, воспитывает духовно-нравственные ценности человека и общества. акыны и жырау имели огромное значение, они выполняли функцию проводников знаний о мире, передавая их от поколения к поколению. акыны и жырау оказывали заметное влияние на общественную жизнь казахов, воздействуя на слушателей художественным словом. в своих произведениях жырау затрагивали важные и актуальные социальные проблемы, выступали по вопросам морали, играли значимую роль в культуры казахского народа. в статье феномен жырау рассматривается как важнейший источник сохранности памяти казахского народа.
объяснение: в 70-е годы хх века к этому жанру обратился мухтар магауин. современная эпоха, сохранившая жырау как важнейший источник памяти народа, подарила науке ученого, по праву считающегося корифеем казахстанской фольклористики – доктора филологических наук едыге турсунова, который посвятил свою жизнь изучению жырау, баксы, акынов, салов и серэ. в его трудах проведен детальный анализ различных источников устного народного творчества, что позволяет представить науке добротный исследовательский материал.
комплексный анализ собранных в разное время источников и перевод их на другие языки, в частности с казахского на , позволяют увидеть уникальное творчество казахского народа, в котором зафиксирована память о прошлом. талантливые люди из народа, личности с героическим характером, борцы за справедливость – жырау, акыны, салы, серэ – своим творчеством создавали сокровища устной .
особенно значимой среди всех источников нам представляется поэзия жырау. причем значимость эта обусловлена не только в общественном отношении, но и в государственном, поскольку авторы жырау выступали как носители идеи казахской государственности и влияли на идеологию и политику казахского ханства. среди них особенно заметны имена жиембет-жырау бортогашулы, приближенного хана ишима, ахтамберды-жырау сарыулы, батыра, прославившегося в войнах с джунгарами в xvii веке, и соратники аблай-хана – умбетей-жырау тлеулы и бухар-жырау калкаманулы. их духовная значимость зачастую не ограничивалась пределами казахской степи, а становилась достоянием и других народов постордынского культурного пространства. свидетельством этого могут служить жизнь и творчество выходцев из большой и малой ногайских орд – шалкииза-жырау тленши-улы и уроженца города азова айдета доспамбетжырау, знаменитых в казахском обществе конца xv – начала xvi веков поэтов-импровизаторов, определенный период жизни которых связан со столицами крымского ханства и османской империи – бахчисараем и стамбулом, а также с северным кавказом, где побывал шалкииз-жырау, и с доном, где жил доспамбетжырау, хотя большую часть жизни и вечный покой они обрели в казахских степях.
1. Пещера Шульган-Таш , одна из самых известных на Урале. Она находится на территории одноименного заповедника в Бурзянском районе Республики Башкортостан. На протяжении долгих лет пещера именовалась в научной литературе как Капова и только в последние десятилетия вернула свое древнее название. Шульган-Таш образовано из двух слов: Шульган — по названию озера, расположенного у подножия пещеры, означающего «провалилась», «исчезла», и таш, что в переводе означает «камень». Возраст этой уникальной, одной из крупнейших на Урале карстовой пещеры — около миллиона лет.
2. Первое описание пещеры составил географ П. И. Рычков, побывавший здесь в 1760 году и живо изобразивший в своей работе подземные залы, гроты, галереи и натечные образования. В 1959 году в пещере были найдены красочные палеолитические изображения животных, созданные между 12 и 10 тысячелетиями до н. э. До этого открытия считалось, что рисунки такого рода эпохи палеолита — феномен, который можно наблюдать только в определенных регионах на территории Франции и Испании (пещеры Ляско, Шабо, Альтамира и другие). В пещере Шульган-Таш было найдено порядка 200 изображений. Древние люди оставили для современных потомков в основном рисунки мамонтов, бизонов, лошадей и других животных, а также изображения хижин и разных геометрических фигур. Изображения выполнены в весьма реалистичной манере при красной охры. Их расположение и смысл дали исследователям повод предположить, что в древности пещера служила святилищем. После этой находки интерес к природному памятнику многократно возрос.