Власть в Афинах сначала принадлежала аристократам. Они имели лучшие участки земли и власть. Только из них состоял государственный совет – ареопаг. Совет избирал из их же числа 9 архонтов, которые были судьями, военачальниками, жрецами. Демос состоял из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков. Но вскоре ситуация стала меняться. Реформы Солона – первый шаг. Он облегчил положение обедневших крестьян, отменил их прежние долги и приказал убрать с полей долговые столбы, запретил долговое рабство. Освободил тех афинян, которые уже попали в долговое рабство, а проданных в рабство на чужбину, выкупал за государственный счет. Он покончил с полной властью аристократов. Теперь полисом управляло народное собрание – все свободные афиняне. Архонтами могли стать не только аристократы, но и богатые представители демоса. Учредил Совет из 400 человек, по 100 человек от каждой филы (племени), это выборный орган власти.
Тирания Писистрата – второй шаг. Писистрат отстаивал интересы крестьян, заботился о развитии ремесел и торговли. При нем аристократия ослабла, а архонты и ареопаг потеряли былое значение.
Реформы Клисфена – третий шаг. Он разделил Аттику на 10 территориальных фил и создал новый орган власти – Совет 500. Он включал в себя по 50 человек от каждой филы. Это были по сути избирательные округа. В них аристократия уже не играла роли. Главная роль перешла к народному собранию. Все граждане, независимо от происхождения и имущественного положения, стали равноправны. Оплачиваемые государственные должности, и потому они были доступны и беднякам. Все вопросы решало народное собрание, на котором могли присутствовать только граждане. Гражданские права имели свободные мужчины имевшие собственность и родившиеся в Афинах. Они собирались на агоре и сообща принимали важнейшие решения. Демократия означала «власть народа», но правил не весь народ, а только граждане полиса, которые являли собой меньшинство.
Тирания Писистрата – второй шаг. Писистрат отстаивал интересы крестьян, заботился о развитии ремесел и торговли. При нем аристократия ослабла, а архонты и ареопаг потеряли былое значение.
Реформы Клисфена – третий шаг. Он разделил Аттику на 10 территориальных фил и создал новый орган власти – Совет 500. Он включал в себя по 50 человек от каждой филы. Это были по сути избирательные округа. В них аристократия уже не играла роли. Главная роль перешла к народному собранию. Все граждане, независимо от происхождения и имущественного положения, стали равноправны. Оплачиваемые государственные должности, и потому они были доступны и беднякам. Все вопросы решало народное собрание, на котором могли присутствовать только граждане. Гражданские права имели свободные мужчины имевшие собственность и родившиеся в Афинах. Они собирались на агоре и сообща принимали важнейшие решения. Демократия означала «власть народа», но правил не весь народ, а только граждане полиса, которые являли собой меньшинство.
Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Возле леса жить – голодному не быть.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
В степи простор, в лесу угодье.
Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется.
Был бы лес, а соловьи прилетят.
Без воды земля – пустырь.
Вешний день целый год кормит.
Красна весна цветами, а осень – снопами.
Красно солнышко на белом свете чёрную землю греет.
Колос дорог, хоть и мал.
Лес – не школа, а всех учит.
Лес – богатство и краса земли.
Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Не всё стриги, что растёт.
Пчела хоть и жалит, да мёд даёт.
Рощи да леса – всему миру краса.
Преобразуем природу на счастье народу.