Новому президенту, новому правительству и Федеральному Собранию досталось сложное наследство. Перед ними встал ряд проблем в следующих сферах:
• экономической — внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности;
• финансовой — незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
• федеративных отношений — этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей;
• административно-управленческой влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция;
• социальной — низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад.
Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение его второго президентства. (В марте 2004 г. он был избран президентом на второй срок.) Прежде всего необходимо было укрепить центральную власть, противостоять разрушительным центробежным тенденциям, а также политическому давлению сколотивших огромные состояния в 1990-е гг. денежных олигархов. Был предпринят ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относились: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нём стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации
• экономической — внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности;
• финансовой — незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
• федеративных отношений — этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей;
• административно-управленческой влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция;
• социальной — низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад.
Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение его второго президентства. (В марте 2004 г. он был избран президентом на второй срок.) Прежде всего необходимо было укрепить центральную власть, противостоять разрушительным центробежным тенденциям, а также политическому давлению сколотивших огромные состояния в 1990-е гг. денежных олигархов. Был предпринят ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относились: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нём стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации